Сальник для стиральной машины: характеристика, эксплуатация и ремонт
Сальник для стиральной машины: характеристика, эксплуатация и ремонт
- Характеристика
- Назначение
- Правила эксплуатации
- Выбор
- Ремонт и замена
Стиральную машину-автомат можно по праву назвать помощницей хозяек. Этот агрегат упрощает бытовые хлопоты и экономит силы, поэтому он всегда должен находиться в исправном состоянии. Сложное устройство «стиралки» подразумевает, что от поломки одного элемента перестанет функционировать вся машина. Сальники считаются очень важной частью конструкции данного вида бытовой техники, так как их наличие предотвращает попадание влаги в подшипник.
Характеристика
Сальник для стиральной машины – это специальный узел, который устанавливается для того, чтобы в подшипники не попадала влага. Данная деталь имеется в «стиралках» любых моделей.
Манжеты могут иметь разные размеры, маркировку, быть с двумя пружинами и одной.
А также у этих деталей отличается внешний вид и габариты. Во внутренней части сальника находится специальный металлический элемент, поэтому при установке в бак стоит проявлять предельную аккуратность для предотвращения повреждений.
Примерная таблица запчастей для некоторых стиральных машин с барабаном
30 x 52 x 11/12,5
30 x 52/60 x 11/15
32 х 52/78 х 8/14,8
40 x 62/78 x 8/14,8
Electrolux Zanussi AEG
40,2 x 60/105 x 8/15,5
40,2 x 60 x 8/10,5
Назначение
Сальник имеет вид колечка из резины, основной ролью которого является уплотнение между статическим и подвижным элементами стиральной машины. Именно детали бака ограничивают проникновение воды в пространство между валом и баком. Эта деталь выполняет функцию своеобразного герметика между деталями определенной группы. Роль сальников не стоит недооценивать, так как без них нормальное функционирование агрегата практически невозможно.
Правила эксплуатации
В процессе эксплуатации у вала происходит постоянный контакт с внутренностями сальника. Если не уменьшить трение, то по истечении небольшого периода сальник рассохнется и будет пропускать жидкость.
Для того чтобы сальник стиральной машины служил как можно дольше, потребуется использовать специальную смазку.
Она необходима для улучшения функциональных характеристик элемента. Смазка способствует защите сальника от изношенности и появления на нем трещин. Для предотвращения проникания ненужной воды на подшипник потребуется регулярно смазывать уплотнитель.
Выбирая смазку, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- уровень влагостойкость;
- отсутствие агрессивных составляющих;
- устойчивость к температурным перепадам;
- густота и высокое качество консистенции.
Большинство производителей стиральных машин выпускают смазки для деталей, которые подходят именно для их модели. Однако на практике доказано, что состав таких веществ идентичный. Несмотря на то что покупка смазки обойдется недешево, она все-таки будет оправдана, так как альтернативные средства влекут за собой размягчение уплотнителей, соответственно, сокращают срок их службы.
По мнению специалистов, чаще всего сальники ломаются из-за неправильного использования стиральных машин. По этой причине рекомендуется тщательно изучить инструкцию по эксплуатации после покупки техники. Помимо всего прочего, стоит регулярно отслеживать состояние внутренних деталей агрегата, сальника в частности.
Выбор
Покупая сальник для стиральной машины, стоит внимательно осмотреть его на предмет трещин. Уплотнитель должен быть целым и без дефектов. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение деталям, что имеют универсальное направление вращательного движения, то есть их можно будет устанавливать без труда.
После этого стоит убедиться, что уплотнительный материал полностью соответствует условиям среды, в которой ему придется работать.
Выбрать нужно тот сальник, который выдержит среду стиральной машинки, и при этом будет сохранять свою рабочую способность. В данном случае материал стоит подобрать в соответствии со скоростью вращения вала и его габаритами.
Уплотнители из резины с силиконом должны использоваться с некоторой осторожностью, так как несмотря на свои хорошие характеристики, их могут повредить механические факторы. Распаковывать сальники и доставать их из упаковки стоит руками, не используя режущие и колющие инструменты, так как даже незначительная царапина может стать причиной нарушения герметичности. Выбирая уплотнитель, нужно обращать внимание на маркировку и этикетку, на них указаны правила использования сальника.
Ремонт и замена
После того как установка стиральной машины завершена, и она успешно стирает вещи, стоит подумать о проверке ее деталей, в частности, сальника. О нарушении его функциональности может свидетельствовать то, что машинка при стирке скрипит и шумит. Ко всему прочему, о неисправности уплотнителя горят следующие признаки:
- вибрация, стук агрегата из ее внутренней части;
- барабанный люфт, который проверяется прокручиванием барабана;
- полная остановка барабана.
В случае обнаружения хотя бы одного из вышеперечисленных признаков стоит немедленно проверить работоспособность сальников.
При игнорировании нарушений в работе стиральной машины можно рассчитывать на разрушение подшипников.
Для того чтобы установить новый сальник в стиральную машину, ее нужно разобрать и правильно снять все детали. Для работы стоит подготовить стандартные инструменты, которые присутствуют в каждом доме.
Пошаговая процедура замены уплотнителя:
- отсоединение верхней крышки от корпуса агрегата, при этом стоит открутить болты, что ее удерживают;
- откручивание болтов задней стороны корпуса, снятие тыльной стенки;
- извлечение ремня привода путем вращательных движений вала рукой;
- снятие манжеты, которая опоясывает двери люка, благодаря разъединению металлического кольца;
- отключение провода от ТЭНа, электродвигателя, заземления;
- уборка шлангов, патрубков, что прикреплены к баку;
- отделение датчика, что отвечает за забор воды;
- демонтаж амортизаторов, пружинок, которые поддерживают барабан;
- снятие внутрикорпусных противовесов;
- извлечение мотора;
- вытаскивание бака и барабана;
- раскрутка бака и выкручивание шкива при помощи шестигранника.
После того как стиральная машина разобрана, можно получить доступ к сальнику. В извлечении уплотнителя нет ничего сложного. Для этого будет достаточно поддевания детали отверткой. После этого уплотнитель стоит осмотреть и при необходимости заменить. Следующим шагом будет смазка каждой установленной детали, а также посадочных мест.
Очень важно уметь правильно ставить уплотнительное кольцо.
Если на нем не присутствуют какие-либо метки, то установку стоит осуществить таким образом, чтобы сальник плотно закрыл нишу с подвижными элементами подшипника. Загерметизировать и обратно склеить бак потребуется в случае следующей сборки машины.
Сальники для стиральных машинок – это детали, которые относят к уплотняющим и герметизирующим. Благодаря им не только подшипники, но и агрегат в целом служат гораздо дольше. Однако для того чтобы эти детали качественно справлялись со своим предназначением, стоит их смазывать специальными составами.
Как правильно установить сальник в стиральную машину, смотрите далее.
О прокладках и сальниках
Прокладки — это уплотнительный материал, зажимаемый между двумя сопрягаемыми деталями и предотвращающий утечку через это соединение жидкостей и газов. Большинство прокладок можно использовать только один раз. Они изготавливаются из мягкого материала, такого как пробка, резина, нитрил, бумага, жаростойкие материалы или графит, или мягких сплавов и металлов, например латуни, меди, алюминия или мягкой листовой стали. Эти материалы могут использоваться по отдельности или в сочетании с другими материалами для получения требуемого уплотнения. Выбор материала и конструкции прокладки зависит от материала, из которого изготовлены сопрягаемые детали, и их фор¬мы, а также от давления и температуры. Прокладка головки цилиндров уплотняет стык головки и блока цилиндров и предотвращает утечку давления из камер сгорания. К про¬кладкам головок цилиндров современных двигателей предъявляются такие требования, как стойкость к воздействию высоких температур и детонации. Такие прокладки называют анизотропными. Их конструкция обеспечивает быстрый отвод тепла от двигателя к охлаж¬дающей жидкости. Основой прокладок служит стальной каркас, который с двух сторон покрыт специальным материалом, обеспечивающим необходимую степень уплотнения при различных значениях крутящего момента двигателя. Кроме того, в конструкцию некоторых прокладок входят жаропрочные кольца из нержавеющей стали, уплотняющие камеры сгорания, предотвращая утечку тепла и давления. На обе стороны многих прокладок также наносится специальное покрытие на основе силикона для дополнительного уплотнения при запуске и прогреве двигателя в холодную погоду. Прокладка головки цилиндров уплотняет также масляные каналы и направляет поток охлаждающей жидкости между блоком цилиндров и головкой блока. Для предотвращения утечек и коррозии прокладки имеют буртики и кольца.
Некоторые материалы могут разбухать, улучшая тем самым уплотнение. Например, если масло под крышкой головки цилиндров попадает на край прокладки, она увеличивается в размерах примерно на 30%, что повышает усилие герметизации между головкой цилиндров и крышкой и позволяет избежать утечек. Вращающие детали прокладками не уплотняются — в этом случае они износились бы очень быстро. Для герметизации таких деталей применяются сальники. Наиболее распространены кромочные сальники, представляющие собой резиновые кольца, которые прижимаются к уплотняемому валу цилиндрической винтовой пружиной, называемой пружинными кольцом. По такому же принципу сконструирован сальник, уплотняющий стержень клапана, чтобы масло не попало в камеру сгорания. Вращающиеся или скользящие валы допускается также уплотнять кольцевыми уплотнениями, однако они не отличаются такой долговечностью, как сальники. Современные сальники изготавливаются из различных материалов. Некоторые из них дополнительно пропитываются специальными веществами, повышающими их уплотняющие способности на валах, подверженных износу. При капитальном ремонте узлов и механизмов сальники заменяют новыми.
Уважаемый посетитель! Мы физически не можем отвечать на каждый комментарий..
Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.
Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!
Сальниковая набивка: типы, как её выбрать и заменить сальники
Сальниковая набивка – это самый популярный тип уплотнений не только центробежных насосов и арматуры, но и многого другого оборудования.
Уплотнение этого типа представляет собой шнур круглого или квадратного сечения, пропитанный каким либо материалом, например асбестом или графитом. Сальники центробежных насосов необходимы для того, чтобы исключить, а скорее уменьшить протечки жидкости из рабочей камеры оборудования.
Сальниковые уплотнения, в отличии от торцовых, не являются герметичными. Для поддержания их в рабочем состоянии необходимо обеспечить минимальную протечку для смачивания.
Содержание статьи
Типы набивок
На сегодняшний в день в свободной продаже представлено огромное количество разнообразных сальниковых набивок, которые различаются друг от друга:
по плетению – сквозные и комбинированные
по структуре – армированные и неармированные
по составу – асбестовые (и безасбестовые), графитовые и фторопластовые.
Асбестовые сальниковые набивки
Уплотнения этого типа применяются в оборудовании, которое работает с агрессивными средами, а так же при повышенных температурах и давлении. Материал выдерживает температуру до 250°С и давление до 2,5 МПа (25 атм).
Рабочая среда: нейтральная, агрессивная, нефтепродукты, газообразная и пар. Используется в центробежных насоса и арматуре.
Марки:
АП-31 — асбестовая Плетеная пропитанная антифрикционным жировым составом)
АПР-31 — Асбестовая с ПРоволокой пропитанная антифрикционным составом
АГИ — Асбестовая проклеенная с Графитом Ингибированная
АПРПП — Асбестовая с латунной ПРоволокой Прорезиненная Пропитанная антифрикционным составом и графитированная
АПРПС — Асбестовая с латунной ПРоволокой Прорезиненная Сухая и графитированная
АС — Асбестовая Cухая плетеная
АФТ — Асбестовая пропитанная эмульсией Фторопласта и Тальком
Безасбестовые сальниковые набивки
Уплотнения этого типа применяют для арматуры и насосов, работающих под давлением не выше 20 Мпа (200 Атм) и температурой до 100°С. Рабочая среда: газ, пар, минеральные масла, нефтяное топливо, промышленная вода.
Марка:
ХБП-31 – хлопчатобумажная с масляной и графитовой пропиткой
Фторопластовые
Набивки этого типа не только эластичные, но и стойкие к агрессивным средам. Ограничения использования таких набивок состоит в том, что их запрещается использовать в средах с содержанием хлора.
Область применения: фармацевтическая, нефтяная и химическая промышленности.
Графитовые
Графитовые сальниковые набивки характеризуются высокой упругостью и хорошей пластичностью при обжатии. Они имеют низкий коэффициент трения и высокую теплопроводность, что практически исключает коррозионный и механический износ рабочей поверхности валов насосного оборудования и штоков арматуры.
Ограничения таких уплотнения состоит в том, что их не рекомендуется использовать в средах с высокой концентрацией азотных, хлористых и хромсодержащих соединений.
Графитовые набивки способны работать при температуре до 650°С в различных рабочих средах среди которых: тяжелые и легкие горячие нефтепродукты и продукты нефтегазовой переработки, вода, углеводороды, смазочное и термальное масло, органические растворители, криогенные жидкости и другие.
Подбор необходимой сальниковой набивки
Переходя к подбору необходимой Вам сальниковой набивки необходимо определиться с назначением и областью использования оборудования.
Материал, из которого будет выполнена набивка сальников, должен обеспечить необходимую герметичность, не приводить к появлению коррозии на корпусе оборудования, а также прослужить как можно дольше.
Уплотнение должно подходить к среде в которой его планируется использовать. Например если насос перекачивает агрессивные среды (щелочи и кислоты), то основа сальника должна быть кислото- и щелочестойкой. Аналогичное требование распространяется на углеводы (бензин, жиры, масла).
Неправильно подобранная набивка сальника может привести к разгерметизации, аварии, потере реагентов и так далее.
С другой стороны обратите внимание на температуру и давление, на которые рассчитан материал уплотнения. Например, процесс транспортирования нефти осуществляется при высоких температурах. Разгерметизация в этом случае может привести к ухудшению состава нефти, воспламенению, выделению паров наружу и даже взрыву.
Набивка сальников насосов должна быть устойчива к вибрации, а ещё должна обладать высоким запасом прочности к истиранию. С этой целью их дополняют различными компонентами, например, фторопластом.
Замена сальниковой набивки
Инструкция по замене сальников центробежного насоса состоит из 3 этапов.
1. Удаление отработавшей сальниковой набивки
Первый шаг состоит в извлечении отработавшей свой срок сальниковой набивки.
Затем необходимо очистить посадочное место от загрязнений и проверить вал и нажимную гайку на наличие повреждений, сколов, деформации и коррозии.
При неудовлетворительных результатах проверки изношенные детали так же необходимо заменить.
2. Подготовка новой сальниковой набивки
На этом этапе необходимо подобрать типа набивки исходя из условий эксплуатации оборудования (советы по подбору в разделе “Подбор необходимой сальниковой набивки” этой статьи).
Сечение будущей набивки (S) определяется по следующей формуле:
где Dкамеры — диаметр сальниковой камеры;
Dвала — диаметр вала.
Подобрав материал и сечение и закупив набивку её необходимо нарезать на кольца. Для определения длины кольца используют формулу
L = (d + S) × π × 1,07
где d — диаметр вала;
S — размер набивки;
1,07 — поправочный коэффициент.
Внимание! Запрещено расплющивать сальниковую набивку для придания ей требуемого размера.
Нарезанные заготовки рекомендуется намотать на заготовку, диаметр которой равен диаметру вала оборудования. Края заготовок рекомендуется подрезать под углом 450 и скрепить.
3. Замена сальников на центробежных насосах
Кольца новой сальниковой набивки устанавливаются по очереди таким образом, чтобы разрезы были смещены на угол в 90°.
Установленные кольца прижимаются нажимной гайкой или грундбуксой. Перекосы при обжатии недопустимы.
Проверка установки сальниковой набивки
После установки сальниковой набивки необходимо включить насос в работу и проверить наличие течей. При нагреве и намокании во время работы оборудования набивка увеличивается в размере.
Если течи нет, то нажимную гайку немного ослабляют. Гайку регулируют до тех пор, пока не установится протечка не более 3-4 капель в минуту.
Внимание! Чтобы снизить износ новой набивки от трения, нажимную гайку (сальник) изначально сильно не затягивают. Если гайка будет затянута очень сильно, то это может привести к перегреву, затвердеванию набивки и потери эластичности в месте её соприкосновения с валом. Проблема в этом случае заключается в том, что затвердевшая набивка может привести к повреждению вала насоса.
Видео: замена сальников на центробежных насосах
В этом разделе мы подготовили для Вас фрагмент учебного фильма по замене сальниковой набивки насоса.
Дальнейшая эксплуатация набивок зависит от правильно подобранной марки, её структуры и состава. В качестве материалов выступают как натуральные, так и искусственные компоненты, которые в большинстве марок дополнительно пропитывают различными составами.
Выбор пропитки зависит от назначения и условий применения, таких как рабочая температура, давление и нагрузки.
Резиновые армированные манжеты сальники
Резиновые армированные манжеты (сальники)
Манжета (англ. cup, sealing [packing] ring; нем. Manschette f, Schutzhülle f, Umschlag m) — основной элемент контактного уплотнительного устройства манжетного типа кольцевой формы из эластичного материала, препятствующего вытеканию рабочей жидкости или газа из области высокого давления в область низкого давления, а также защищает детали от попадания на них грязи и пыли. Манжеты используют для уплотнения валов в механических приводах, поршневых насосах, гидравлических прессах, поршня и штока гидро- и пневмоцилиндров и т. п.
Резиновые армированные однокромочные манжеты (сальники) с пружиной предназначены для уплотнения валов. И манжета и сальник предназначены для уплотнения круглых валов (вращение) или штоков (поступательное движение) механизмов и предотвращения просачивания жидкостей или газов между этими деталями и корпусом механизма. Отличие их только в том, что манжеты — чисто резиновые, а у сальников резиновое кольцо помещено в металлическую арматуру (оболочку). У сальников даже есть другое название — «армированные манжеты».
Манжеты по ГОСТ 8752-79.
Ассортимент стандартизированных манжет для уплотнения валов определяется в основном стандартами ГОСТ 8752-79(Сальники), ГОСТ 6678-72 и ГОСТ 14896-84.
ГОСТ 8752-79. Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия
скачать ГОСТ 8752-79
Настоящий стандарт распространяется на резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной (в дальнейшем — манжеты) для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа (0,5 кгс/см ГОСТ 8752-79 Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия ), скорости до 29 м/с и температуре от минус 60 до плюс 170 °С в зависимости от группы резины.
Зарубежные стандарты на манжеты:
ISO 6194;
Германия — DIN 3760, 3761;
Япония — JIS B2402;
США — SAE J110b, J111b, J946c, J1002;
Швеция — SMS 2290, 2291.
Конструкция манжет 1 и 2 типа
Манжеты изготовляют двух типов:
1 — однокромочные манжеты без пыльника;
2 — однокромочные манжеты с пыльником.
Манжеты типа 1 предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды.
Манжеты типа 2 предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.
Манжеты изготовляют в двух исполнениях:
1 — рабочая кромка с механической обработкой;
2 — с формованной рабочей кромкой;
4 варианта конструкции манжет
1.1 — однокромочные манжеты без пыльника рабочая кромка с механической обработкой;
1.2 — однокромочные манжеты без пыльника с формованной рабочей кромкой;
2.1 — однокромочные манжеты с пыльником рабочая кромка с механической обработкой;
2.2 — однокромочные манжеты с пыльником с формованной рабочей кромкой;
Условное обозначение манжет с пружиной строится по следующей структуре:
T.I — ddd — DDD — HHH
T — тип манжеты
I — исполнение манжеты
ddd — диаметр вала
DDD — наружный диаметр манжеты
HHH — высота (ширина) манжеты
пример: манжета 2,2-20*40*10
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79) 2.1-48*70-10
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79) 2.2-35*58-10
Манжета армированная (ГОСТ 8752-79) 2.2-42*58-10
При выборе сальника (манжеты), кроме размеров, нужно обязательно принимать во внимание следующие моменты:
— рабочая температура (минимальное и максимальное значение)
— уплотняемая среда
— окружная скорость (зависит от диаметра вала и частоты вращения)
— давление на манжету
— степень внешнего загрязнения
— иногда направление движения (бывают «правостонние» и «левосторонние» направления движения — указываются стрелками на манжетах)
Материал из которого изготовляются манжеты.
В зависимости от условий работы манжеты используют резиновые смеси на основе следующих эластомеров:
Тип эластомера | Группа резины | Марка резиновых смесей | Минимальная температура (воздух — жидкость) | Максимальная температура (воздух — жидкость) |
---|---|---|---|---|
Бутадиен-нитрильный каучук | 1 | 7-ИРП-1068 | -45 °C | +100 °C |
Бутадиен-нитрильный каучук | 2 | 4004 | -30 °C | +100 °C |
Бутадиен-нитрильный каучук | 3 | 7-В-14-1 | -60 °C | +100 °C |
Фтор-каучук СКФ-32 | 4 | ИРП-1314-1 | -45 °C | +150 °C |
Фтор-каучук СКФ-26 | 5 | ИРП-1287 | -20 °C | +200 °C в воздухе +170 °C в жидкости |
Силиконовый каучук | 6 | ИРП-1401 | -55 °C | +200 °C в воздухе +150 °C в жидкости |
Материал из которого могут быть сделаны импортные сальники.
Обозначение материала | Материал | Диапазон рабочих температур | Скорость относительного движения * |
---|---|---|---|
NBR | Каучук нитриловый | от -30°C до +100°C | Vmax= 12 m/s |
ACM | Каучук акриловый | от -20°C до +130°C | Vmax= 20 m/s |
FPM либо FKM | Каучук фтористый | от -20°C до +180°C | Vmax= 36 m/s |
MVQ либо VMQ | Каучук силиконовый | от -50°C до +200°C | Vmax= 36 m/s |
* — Скорость относительного движения зависит от диаметра вала и частоты вращения/
Рабочее давление на манжету.
Конструкция манжеты | Давление |
---|---|
Конструкция без пружины | Pmax= 0 MPa |
Стандартная конструкция | Pmax= 0,05 MPa |
Упрочненная конструкция | Pmax= 1,0 MP |
Конструкция импортных манжет.
![]() | ТC | RST | BASL | АO | манжета армированная с пыльником Pmax= 0,05 Mpa Vmax= 12 m/s |
![]() | SC | R | BA | A | манжета армированная однокромочная без пыльника Pmax= 0,05 Mpa Vmax= 12 m/s |
![]() | SCN | AH | упрочнённая конструкция, рассчитанная на большее давление Pmax= 1,0 Mpa | ||
![]() | TСN | BABSL | AOH | упрочнённая конструкция с пыльником, рассчитанная на большее давление Pmax= 1,0 Mpa | |
![]() | М | B1 | необрезиненная конструкция для прочной посадки по наружному диаметру | ||
![]() | VC | RZV | конструкция без пружины, отличается малой высотой, Pmax= 0 Mpa | ||
![]() | MZV | необрезиненная конструкция без пружины, отличается малой высотой, Pmax= 0 Mpa | |||
![]() | TA | GVST | B2SL | необрезиненная конструкция для больших размеров отличается повышенной жёсткостью, с пыльником | |
![]() | SA | GV | B2 | необрезиненная конструкция для больших размеров отличается повышенной жёсткостью | |
![]() | TG | Комбинированное уплотнение: манжета армированная в сочетании с V-RING. Конструкция для работы в условиях повышенного загрязнения. |
Срок хранения сальников и гарантии изготовителя.
Согласно ГОСТ 8752-79 Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)
Изготовитель гарантирует соответствие манжет требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования, хранения, установленных настоящим стандартом.
Гарантийный срок эксплуатации манжет автомобилей, тракторов, дорожных и сельскохозяйственных машин должен быть равен гарантийному сроку узла или агрегата, в котором они смонтированы.
Для манжет, предназначенных для других агрегатов, гарантийная наработка с момента ввода в эксплуатацию устанавливается: 1000 ч — для манжет из резин групп 1-3; 2500 ч — для манжет из резин групп 4-6.
Гарантийный срок хранения упакованных манжет — 3 года, для манжет высшей категории качества — 5 лет с момента изготовления. (Измененная редакция, Изм. N 2).
Как выбрать сальники для автомобиля
Дата публикации: 01 августа 2018 .
Категория: Автотехника.
Для герметичного соединения вращающихся (или совершающих возвратно-поступательные движения) деталей автомобиля с неподвижными частями конструкции применяют специальные уплотнительные изделия – сальники. Несмотря на кажущуюся простоту, трудно переоценить их значение для нормальной эксплуатации транспортного средства. Эти изделия, изначально установленные в двигателе, рулевом управлении, деталях трансмиссии, коробке передач, системе охлаждения и так далее, естественно, требуют периодической замены. От того, насколько серьезно вы подойдете к выбору сальников, во многом зависит срок их бесперебойной работы.
На что обратить внимание при выборе
Самый простой (однако не всегда экономически выгодный вариант) – приобрести оригинальное изделие у официального дилера. Тут все просто: консультант подбирает по каталогу подходящую именно для вашей марки автомобиля необходимую деталь.
В случае, если вы решили приобрести аналог (а не оригинальное изделие), то необходимо учесть несколько основных аспектов (независимо от того, для какого технологического узла автомобиля вы подбираете сальник, например, редуктора заднего моста, масляного насоса или привода полуоси):
- Важным, но не единственным, условием выбора, естественно, является его размер. Он должен полностью соответствовать геометрическим параметрам заменяемой детали.
- Новое уплотнительное изделие должно быть предназначено для той же среды, в которой эксплуатировалось и старое (например, для масла или антифриза).
- Сальник для конкретного агрегата автомобиля должен быть рассчитан на работу в нужном температурном режиме.
- Ввиду того, что изделия бывают трех разновидностей в зависимости от направления вращения вала, а именно, правые, левые и реверсивные (о чем и свидетельствуют насечки на уплотняющем кольце), то аналог должен иметь соответствующую оригиналу конструкцию.
Важно! Чтобы осуществить правильный выбор аналога, необходимо внимательно изучить требования, предъявляемые заводом-изготовителем автомобиля, к детали, подлежащей замене.
Из чего изготавливают сальники для транспортных средств
На сегодняшний день для изготовления автомобильных сальников используют:
- Бутадиен-каучуковую резину (NBR), предназначенную для применения от −40°C до +120°C. Материал довольно устойчив ко многим разновидностям топливных и смазочных веществ.
- Акрилатный каучук (ACM) – достаточно недорогой материал, рассчитанный на работу в диапазоне −30°C ÷ +150°C. Довольно часто его применяют при производстве сальников ступицы.
- Силикон (VMQ, MVG,VWQ, ECOSIL). Недостатком уплотнений, изготовленных из этого материала, является химическая неустойчивость к некоторым разновидностям минеральных масел.
- Фторкаучук или фторопласт (FPM, FKM). Благодаря невосприимчивости к различным маслам (и другим химически активным жидкостям, применяемым в автомобиле), а также хорошей механической износоустойчивости, сегодня этот материал широко применяют при изготовлении сальников для элементов двигателей (распредвала, масляного насоса, коленвала и так далее). Допустимый диапазон рабочих температур варьируется в пределах от −40°C до +180°C.
На заметку! Чтобы улучшить технические показатели изделий некоторые производители используют специальные добавки. Подобные сальники имеют маркировку запатентованного состава (например, Kalrez, Viton, Hifluor, Dai-El или Aflas).
- Политетрафторэтилен или попросту тефлон (PTFE). По сравнению с аналогами этот материал имеет самый низкий коэффициент трения и наиболее широкий диапазон рабочих температур (−40°C ÷ +220°C). Также он устойчив к любым химически агрессивным автомобильным жидкостям. Установка сальников с тефлоновым напылением имеет свою специфику: для монтажа (причем, только на сухой и чистый вал) необходимо использовать специальное пластиковое транспортировочное кольцо; перед дальнейшей эксплуатацией двигателя необходимо не менее 4 часов для корректной адаптации сальника и вала. Несмотря на эти трудности и высокую цену (по сравнению с аналогами из других материалов) эти изделия сегодня приобретают все большую популярность, так как обеспечивают наименьший износ вращающихся деталей двигателя.
На заметку! При замене оригинального сальника на подходящий аналог стоит уделить внимание выбору материала. Например, заменив штатное изделие из NBR, на более дорогое из FKM или PTFE, вы сможете забыть о масляных протечках на более длительное время.
Ведущие производители
Конечно, если вы приобретаете оригинальный сальник для своего транспортного средства у официального дилера, то на упаковке изделия, скорее всего, будет указан сам производитель автомобиля (например, Volkswagen, Toyota или Renault), хотя он не имеет к его изготовлению никакого отношения. Если вы хотите приобрести аналог хорошего качества, то в плане денежных средств не стоит слишком экономить. И еще один совет: производители изделий должны быть проверены временем и иметь хорошие рекомендации. Стоит обратить внимание на сальники таких фирм, как:
- немецких VAG, Corteco, Elring, Victor Reinz, Goetze, SM и АЕ;
- французской Payen;
- итальянских Glaser, MSG и Emmetec;
- японских Koyo и NOK;
- шведской SKF;
- тайванских TCS и NAK;
- южнокорейской KOS.
Многие из вышеперечисленных производителей являются официальными поставщиками уплотнительных изделий для ведущих концернов по сборке автомобилей, что однозначно говорит о высоком качестве изготавливаемых ими сальников. Используя справочные каталоги, вы без труда подберете аналог, не уступающий оригиналу по эксплуатационным характеристикам.
Отличие сальников от манжет
Ни один механизм не может обойтись без различного рода уплотнителей, в противном случае он будет быстро выходить из строя из-за трения, терять важные жидкости и, как следствие, перестанет функционировать. Для того, чтобы этого избежать, применяют манжеты и сальники, переносящие на себя силу трения и обеспечивающие герметизацию стыков. Эти два устройства имеют схожее назначение, однако конструктивные различия сальника и манжеты весьма существенны.
Основное различие между деталями
Манжета в первую очередь отличается тем, что изготавливается преимущественно из резины, реже в качестве материала для нее применяется пластик, кожа или полиуретан. Сальник, который также именуют манжетой (но армированной), имеет металлическую арматуру внутри резиновой части: она делает его прочнее и жестче.
Оба приспособления чаще всего применяют для того, чтобы уплотнить круглые валы, штоки, предотвратить просачивание масла и других жидкостей из механизмов, движущихся деталей.
Отличие сальника от манжеты с практической точки зрения
Важным отличием является не только конструкция приспособлений, но и их стоимость. Сальник благодаря своему армированию более прочный, но стоит дороже, чем резиновая манжета, срок службы которой в несколько раз меньше.
Разница между сальником и манжетой заключается еще и в том, что манжета — более мягкий и современный материал. Слово «сальник» свидетельствует о том, что еще до изобретения резины в качестве уплотнителя использовались специальные плотные жгуты, пропитанные салом или животным жиром. Они применялись в качестве уплотнителя, не пропускавшего жидкости из элемента конструкции, обеспечивающего скольжение. С появлением эластичных пластмасс сальники стали делать из них.
На сальники наносят специальную маркировку. Рассмотрим основные условные обозначения. Чаще всего это буквы, и они свидетельствуют о том, какое уплотнение штока будет у сальника:
- Буква A означает, что сальник обрезинен.
- У сальников с буквой В внешняя сторона металлическая.
- Изделия с маркировкой W имеют специальные насечки для более прочной фиксации.
- S оснащаются пыльником.
- L-сальники вращаются в левую сторону, R — в правую сторону.
Где чаще всего применяются изделия
Манжеты и сальники используются повсеместно, встретить их можно в любом механизме, начиная от мелкой бытовой техники и заканчивая крупными сельскохозяйственными комбайнами. Например, подшипник 1206, характеристики которого позволяют широко применять его в сферах от автомобилестроения до сельхоз нужд, достаточно часто комплектуется манжетами, которые затем меняют на более прочные сальники.
Как продлить срок эксплуатации
Любые элементы конструкции требуют внимательного отношения. При своевременном техническом обслуживании механизмов, соблюдении температурных режимов, использовании качественных материалов, удалении мусора срок службы как самого устройства, так и манжет/сальников может значительно увеличиться.
Сальники и манжеты регулярно нужно проверять на наличие задиров, царапин и трещин. Не стоит ждать, пока резина ссохнется и начнет пропускать жидкости/пыль внутрь механизма. Своевременная замена этой детали позволит избежать более серьезных проблем и дорогостоящего ремонта.
Где выгоднее заказать уплотнители
Компания «АГРОТЕХЦЕНТР» осуществляет оптовую и розничную реализацию манжет и сальников различных видов и размеров. У нас вы найдете несколько тысяч наименований товара не только РТИ, но и различные комплектующие для сельскохозяйственной, коммунальной и дорожностроительной техники.
Сальники — армированные манжеты для валов
Армированные манжеты с пружиной по ГОСТ 8752-79, или, как их часто называют — сальники, предназначены для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при температуре от минус 60 до плюс 170 °С, избыточном давлении до 0,5 Атм на скоростях до 29 м/с
Для особых условий могут использоваться сальники специальных исполнений, выполненные из полиуретана или других материалов. Сальник используют для уплотнения валов:
- Редукторов и других механических передач;
- Насосов и гидромоторов;
- Двигателей, коробок передач и других механизмов автомобилей, сальник для рулевой рейки можно выбрать вот тут.
Обозначение стандартных армированных манжет
Армированные манжеты обозначают согласно ГОСТ 8752-79.
В обозначении указывается:
- A — Тип манжеты;
- Б — Исполнение;
- В — Диаметр вала, в миллиметрах;
- Г — Наружный диаметр манжеты, в миллиметрах;
- Д — Группа резины.
Размеры стандартных армированных манжет
Общий вид и контролируемые размеры сальников показаны на рисунке.
Размеры манжет, для валов различного диаметра представлены в таблице.
Типы манжеты
Стандарт предусматривает для типа манжет:
- однокромочные;
- однокромочные с пыльником.
Манжеты первого типа, не допускают протекания жидкости из под уплотняемого вала, они предназначены для использования во всех областях машиностроения.
На манжетах второго типа выполнен дополнительный выступ, который не допускает попадания пыли из внешней среды. Эти манжеты предназначены для использования в автомобильной промышленности и изделиях специального назначения.
По исполнению различают сальники:
- с механически обработанной кромкой;
- с формованной кромкой.
Группы резины для сальников
Группа резины выбирается в зависимости от характера уплотняемой среды, диапазона рабочих температур.
Также при выборе группы резины следует учитывать диаметра вала, скорости:
- Область А — группы резины 1 — 3;
- Область Б — группа резины 4;
- Область В — группы резины 5 — 6;
Пример обозначения сальника
Согласно указанным выше нормам, манжету на вал диаметром 24 мм, с наружным диаметром 40 мм, первого типа, с формованной кромкой (второго исполнения), группы 1 следует обозначить:
Для чего нужны сальники
Основное назначение сальников — это уплотнение валов в статике и динамике для разделения сред без потерь и без проникновения одной среды в другую:
- воздуха от масла;
- воды от воздуха;
- охлаждающей жидкости от воздуха и т.д.
Изготавливаются уплотнения (сальники) в том числе и для разделения агрессивных кислот и щелочей от попадания во внешнюю среду.
Каждый сальник проходит достаточно длинный и сложный путь отработки конструкции и разработки композита полимера (резиновой смеси), стендовых и ходовых испытаний.
Идеальных методик расчета конструкций сальников не существует и большинство формул для расчетов — эмпирические, а выбор конструкции носит рекомендательный характер. Поэтому только стендовые и ходовые испытания дают окончательный вывод о надежности и долговечности уплотнений.
Требования к долговечности и надежности работы уплотнений возрастают непрерывно. Сегодня отдельные фирмы гарантируют ресурсный пробег 3 млн.км. или 50000 часов без смены сальника, а еще 20 лет назад 500 тыс.км. казалось мистикой.
Для решения задач по уплотнениям того или иного узла, конструкторы используют целую массу оригинальных решений. При этом решается задача уплотнения по валу вращения и по посадочному месту наружной поверхности.
Рис.1 Типовая схема сальника вала вращения
Уплотнение по наружной поверхности.
«Рифленое уплотнение»
Сальник обязан уплотнять без утечек место посадки, куда он впрессовывается.
Раньше наружная часть уплотнения — по месту посадки — делалась сплошной и гладкой. При эксплуатации было замечено, что некоторые сальники со сплошным наружным обрезиниванием протекают (отпотевают). Анализ течей и отпотеваний показал, что при запрессовке резина не сжимается, и образуются микроскладки. Масло, обладая сверхтекучестью, вызывает «отпотевание» с последующим нарастанием пыли и грязи, что часто вызывает выход из строя всего уплотнения. Развитие техники позволило создать оборудование, которое позволяет без деформации выпрессовать сальник из прессформы, и рифленое наружное уплотнение, как более прогрессивное и надежное, получило свое развитие у большинства производителей, имеющих современное оборудование.
![]() | ![]() |
Рис. 2а Гладкая наружная поверхность | Рис. 2б Наружная поверхность с рифлениями |
Использование гидродинамического эффекта.
«Накатки»
До определенных угловых и линейных скоростей вращений вала, резиновый элемент — «губа» сальника — своей рабочей кромкой плотно прижимаются к валу, и масло не просачивается за пределы рабочей кромки. У таких сальников конструкторы изделия в основном решают вопрос обеспечения долговечности и малого износа в месте контакта. Здесь очень много зависит от качества обработки вала, качества резиновой смеси, антифрикционных и износостойких наполнителей, ну и, конечно, от смазки (масла).
На повышенных угловых скоростях (об/мин) резиновый элемент — «губа» с рабочей кромкой «открывается». Это связано с тем, что любой вал имеет эксцентриситет, любой сальник имеет смещение окружности рабочей кромки относительно наружного диаметра. У современных сальников и ответственных производителей эта величина не превышает 0,2мм. По валу этот эксцентриситет значительно меньше, но присутствует. При определенных скоростях, резина не успевает «закрыть» смещение и образуется зазор между валом и рабочей кромкой. Это позволяет маслу протекать.
«Хитрость», к которой прибегают конструкторы, состоит в том, что на «губу» сальника специальным образом наносится накатка специального профиля, выполняющая роль крыльчатки насоса. Крыльчатка неподвижна, а подвижна жидкость — масло или вода. Возникает так называемый «гидродинамический эффект», который позволяет «загонять» обратно масло, пытающееся проникнуть наружу.
Выбор формы, угла примыкания к рабочей кромке накатки, шаг накатки — это сложная и кропотливая работа конструктора. Расчетам это не поддается и существенно зависит как от свойств полимера (резины), так и от конструкции «губы» сальника. Обычно требуется выполнить 3-4 эксперимента для подбора оптимальной формы и исполнения накатки.
Гидродинамическая накатка выполняется для сальников левого вращения и правого вращения, и отличается углом наклона к рабочей кромке, на сальнике вводится обозначение, указывающая направление вращения.
Гидродинамические «реверсивные» насечки (накатки»)
Еще есть часть сальников, работающих при невысоких угловых скоростях и при реверсивном вращении валов (например, полуоси автомобилей: движение вперед, движение задним ходом). Использование ориентированной на вращение вала «правой» или «левой» накаток, в таких случаях нецелесообразно экономически, технически же проблема решается путем изготовления «реверсивной накатки».
Сальники с оголенным каркасом («Голые»)
С целью снижения затрат на полимеры (резиновую смесь), часто изготавливают сальники без наружного уплотняющего слоя.
Уплотнение происходит за счет плотной посадки — металл по металлу.
Добиться высококачественного, не протекающего уплотнения в этом случае практически не удается, поэтому при монтаже, в узел приходиться использовать специальный герметик.
В условиях серийной сборки — это дополнительные трудозатраты, которые превышают затраты на обрезиненный по наружному диаметру сальник.
В условиях ремонтных мастерских — это дает незначительную экономию.
Сальники с полуоголенным каркасом («Полуголые»)
Конструкция каркаса у таких сальников, требует более высоких затрат: сложный процесс вулканизации и обработки — поэтому они изготавливаются по особому заказу потребителя.
Главное преимущество этого сальника в сравнении с «голым» и «обрезиненным» — это то, что он надежно крепится в гнезде за счет натяга металла по металлу, отлично герметизирует обрезиненной частью и имеет расход полимера на 15-20% меньше, чем обрезиненный.
Сальники такой конструкции целесообразно использовать в очень ответственных местах. Изготавливаются они, как правило, из очень добротных полимеров, например фтор-силиконовым, где цена за 1 кг. полимера — 56 дол. США.
«Пыльник» для сальника
Для защиты места уплотнения вала и рабочей кромки от попадания пыли, влаги, грязи в конструкцию сальника введен специальный элемент, который называется «пыльник».
Этот элемент защищает достаточно надежно от крупных частиц, которые способны повредить место уплотнения.
Как правило, «пыльник» имеет зазор относительно вала или без натяга касается вала.
«Пыльник» выступающий
![]() | В узлах, которые постоянно находятся в условиях повышенной грязи, влаги, пыли — для увеличения срока службы сальника — пыльник выдвигают подальше от рабочей кромки. Тем самым увеличивается объем камеры внутри сальника. И то, что, так или иначе попадает внутрь — оседает в большой камере. |
Рис. 7 Пыльник выступающий |
«Пыльник» с натягом на вал и с пружиной браслетной
Сальники, изготавливаемые с так называемым «пыльником», как правило, должны иметь зазор между «пыльником» и валом, но есть исключения.
Растущие требования к надежности уплотнений, особенно для автомобилей, работающих в экстремальных условиях, в том числе для военной техники (для так называемых «вездеходов»), вынуждают конструкторов искать решение по уплотнениям, исключающим попадание внутрь сальника воды, жидкой грязи, даже при полном погружении.
Такие сальники должны иметь повышенную износостойкость и внутренняя полость их на 2/3 должна заполняться специальной смазкой.
Однако эти сальники не достаточно герметичны и допускают незначительные (3-5 мл на 1000 км пробега) протечки масла. Это связано это с изменением температуры внутри камеры сальника (между уплотняющей кромкой и пыльником). При движении воздушно-газовая среда внутри камеры нагревается и камера «надувается», при «стоянке» (вал не вращается) среда остывает, и камера начинает вбирать воздух извне.
Скутеры Обслуживание и ремонт
Сальники в конструкции скутера – назначение и правильная замена
В конструкции скутера можно обнаружить большое количество сальников различного размера, конструктива и плотности, но задача у всех одна – сохранять герметичность соединений , сопрягаемые детали которых движутся в радиальном или продольном направлении относительно друг друга.
На практике все просто – сальник попросту предотвращает вытекание масла из какого-либо механизма скутера, препятствует попаданию пыли, грязи и воды в механизм. По виду — это часто фасонное кольцо, изготовленное из маслостойкой резины. Внутри сальника обычно присутствует стальной каркас, определяющий жесткость, устойчивость, долговечность. У сальника всегда есть рабочая кромка, которая прижимается к штоку или валу специальной браслетной пружиной.
Качество сальников и факторы, влияющие на срок их службы .
Безусловно, срок службы сальника напрямую зависит от качества изготовления и материалов, применяемых при изготовлении. Например, качество сальников большинства современных китайских скутеров намного хуже аналогичного от европейских и японских производителей, что и не мудрено, ведь погоня за бюджетностью вносит свою лепту.
Еще один немаловажный фактор, который напрямую влияет на срок службы сальника – правильность установки. К этому процессу нужно подойти со всей ответственностью, ведь после неправильной установки сальника можно ожидать скорый выход его из строя даже после непродолжительной эксплуатации. Бывали случаи, когда это происходило уже через 50-100 километров пробега.
Замена сальника на скутере – делаем правильно.
Большинство сальников можно заменить в условиях домашнего гаража и при наличии простых инструментов. Важно понимать, что сальник по сути – это деталь одноразовая и после извлечения из своего посадочного места обычно повторно не используется. Во время извлечения происходит повреждения резинового уплотнения, рабочей кромки, а зачастую и металлической основы. Его стоимость ничтожно мизерна и восстановление обычно считается неуместным, а часто невозможным.
Итак, рассмотрим ряд важных пунктов и правил, соблюдение которых обязательно при замене сальников на скутере:
Демонтаж старого сальника.
Для правильной установки сальника (рекомендации производителя) часто требуется предварительно извлечь рабочую деталь (вал или шток). Например, если это сальники редуктора, сначала извлекается вал редуктора.
Если вал или шток предварительно извлечь невозможно, следует очень аккуратно работать вблизи рабочей зеркальной поверхности детали, ведь любая углубленная царапина зеркальной поверхности вала или штока – это канавка для проникновения воды в узел, а также возможного вытекания масла оттуда.
Во время извлечения старого сальника нет смысла пытаться сохранить его для дальнейшего использования. В зависимости от места расположения, для успешного извлечения могут применяться отвертки и разнообразные крючки из жесткой (сталистой) тонкой проволоки.
Иногда сальник можно выбить при помощи специальной выколотки и молотка, когда к нему есть доступ с обратной стороны.
Один из методов извлечения сальника с помощью заточенной отвертки. С этой задачей прекрасно справляется и крючок из проволоки.
В процессе извлечения старого сальника следует придерживаться основного правила – нельзя допускать повреждения посадочного места по внешней и внутренней обойме. Как говорилось выше, любая глубокая царапина в посадочных местах может привести к появлению течи (пусть даже незначительной) после установки новой детали.
Установка нового сальника.
После извлечения старого сальника, посадочное место необходимо очистить. Там неизбежно можно будет обнаружить следы масла или грязи и тщательная очистка в этом случае обязательна.
Теперь самое главное – сальник должен быть установлен правильной стороной, чтобы выполнять свои функции. Обычно он устанавливается вогнутой стороной внутрь механизма, куда заливается масло. Перед демонтажем старой детали правильность установки можно посмотреть там.
Еще один немаловажный пункт — внешнюю кромку сальника необходимо смазать для легкой его установки в посадочное гнездо. Переусердствовать с количество смазки тут не нужно, достаточно небольшого количества. После чего сальник можно руками установить в посадочное гнездо, выровнять и аккуратно утопить, соблюдая центровку. Естественно, полностью утопить деталь не получится и дальше нужно будет прибегнуть к помощи специальной оправки соответствующего диаметра. В качестве оправки можно использовать торцовые головки или трубки соответствующего диаметра.
Выбирайте внешний диаметр торцовой головки по диаметру сальника. Т.е. головка лишь немного должна быть меньше (на 0,5 – 1 мм) посадочного гнезда и не повреждать его при запрессовке. Использование головки намного меньшего размера может привести к деформации сальника и выходу его из строя. Это случается при проваливании торцовой головки в рабочее отверстие сальника и дальнейшему деформировании металлического каркаса изделия.
Как правильно запрессовать сальник.
Процесс запрессовки очень прост – на сальник ровно по центру подводят торцовую головку и легкими ударами молотка осаживают деталь в посадочном месте. Удары должны быть именно легкими, чтобы не деформировать каркас изделия вовремя почувствовать, что сальник встал на свое место (обычно до упора). Лучше сделать 20 слабых ударов, чем 5 посильнее.
Нельзя допускать смещений во время запрессовки. После каждого легкого удара молотком следует проверять положение сальника в гнезде и корректировать его при обнаружении перекоса в одну из сторон. Перекос недопустим и легко корректируется небольшим смещением молотка относительно центра торцовой головки во время нанесения удара.
Установка подвижной детали.
Если подвижная деталь (вал или шток) перед заменой сальника извлекалась, перед ее установкой необходимо смазать небольшим количеством масла рабочую кромку сальника для предотвращения ее изгиба и деформации. Зеркало вала или штока в месте контакта с рабочей кромкой также можно смазать, после чего нужно аккуратно, соблюдая центровку, вставить рабочую деталь на место.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему: