Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диодный мост генератора что это такое

Диодный мост генератора что это такое

1. Позволяет провести ток возбуждения прямо внутри генератора минуя контакты замка зажигания

2. Цепь возбуждения с дополнительными диодами отделена от аккумулятора лампочкой, это снижает первоначальный ток возбуждения и исключает быструю разрядку аккумулятора, если двигатель не завелся, а зажигание включено.

3. При запуске двигателя, в генератор через лампочку проходит очень маленький ток возбуждения, поэтому генератор вращается очень легко, что облегчает работу стартера.

4. Лампочка в цепи возбуждения ограничивает ток первоначального возбуждения и позволяет контролировать работу генератора

Теперь более подробно

На автомобилях применяется трехфазный синхронный генератор переменного тока.

Для работы электрооборудования нужен постоянный ток, поэтому в генераторе обязательно установлен выпрямитель. Выпрямитель трехфазного генератора – это диодный мост

по схеме Ларионова.-Три плеча по два диода

Такие диодные мосты использовались на ранних типах генераторов для автомобилей «Москвич», «Зил 130», «Жигули»

Простой диодный мост на Жигули без дополнительных диодов

Любой автомобильный генератор работает в паре с регулятором напряжения. Регулятор поддерживает заданный уровень напряжения генератора. Через регулятор напряжения проходит ток возбуждения, который создает магнитное поле ротора. При вращении ротора происходит изменение магнитного поля, пересекающего обмотку генератора, что рождает в обмотке генератора ЭДС.

В ранних генераторах использовался самый простой транзисторный регулятор напряжения

Для возбуждения генератора сначала нужно подать в него ток от аккумулятора. При включении зажигания этот ток проходит от аккумулятора, через точку выхода выпрямителя и далее, через щетки в обмотку возбуждения. Когда генератор возбудился, то он уже сам становится источником, и начинает заряжать аккумулятор, и питать все нагрузки. Часть своего тока генератор отдает на собственное возбуждение. Ток возбуждения идет через замок зажигания

Ток возбуждения мощного генератора достигает 5 Ампер, это довольно большой ток, который греет провода и нагрузки, а при размыкании создает сильную искру. Весь ток возбуждения проходит через контакты замка зажигания, и контакты постепенно сгорают. Это снижает надежность замка зажигания — ухудшается зарядка аккумулятора и нарушается стабильность работы системы зажигания. Надо сделать так, чтобы ток возбуждения, не проходил через замок зажигания. Питание обмотки возбуждения можно сделать прямо в генераторе, если отвести часть тока обмоток, через дополнительные диоды.

По мере накопления опыта использования генераторов переменного тока первого поколения, выявилась такая проблема. Аккумулятор оказывался разряженным, неожиданно для водителя. Причина была в том, что забытый или случайно оставленный включенным замок зажигания, держал цепь возбуждения генератора включенной и аккумулятор разряжался через обмотку возбуждения током 3-5 ампер. Для не очень нового и, как обычно, не полностью заряженного аккумулятора достаточно 2-3 часа и аккумулятор уже не мог завести двигатель. Такое явление объяснялось тем, что для первоначального возбуждения генератора при запуске двигателя, обмотка возбуждения питалась от аккумулятора через замок зажигания. Если замок зажигания выключен, то проблемы не было. Но один – два раза в год многие водители не выключали зажигание по разным причинам.

Применение дополнительных диодов и предварительное возбуждение через лампочку, позволило решить эту проблему.

Аккумулятор, по-прежнему, был необходим для первоначального возбуждения, но в цепь возбуждения включали лампочку, которая сильно ограничивала ток возбуждения на уровне 100 миллиампер, для первоначально возбуждения генератора этого было достаточно, но для работы генератора на полную мощность, нужен уже большой ток возбуждения — примерно 5 Ампер.

В такой схеме генератора — с лампочкой в цепи возбуждения, рабочий ток возбуждения подводится в ротор от дополнительного выпрямителя, который не связан с аккумулятором, поэтому, если двигатель не работал, оставленный включенным, замок зажигания, не приводил к быстрой разрядке аккумулятора, так как на пути тока разрядки стояла лампочки и сильно ограничивала ток.

Через замок зажигания проходит проходит только ток первоначального возбуждения, ограниченный лампочкой, это разгружает контакты замка зажигания и делает систему зарядки более надежной.

Лампочка становится очень удобным индикатором процесса зарядки. Если она горит, при работающем двигателе, значит генератор не заряжает аккумулятор.

Таким образом, смысл применения дополнительных диодов для питания обмотки возбуждения генератора состоит в том, чтобы ток возбуждение генератора отбирался прямо в генераторе и не проходил через замок зажигания, и чтобы не происходила неожиданная разрядка аккумулятора, если замок зажигания оставался включенным при неработающем двигателе.

Еще одно важное достоинство схемы генератора с дополнительными диодами:

При запуске двигателя в схеме без доп. диодов, сразу идет большой ток возбуждения от аккумулятора, генератор полностью возбуждается и сильно сопротивляется вращению стартера.

В схеме с лампочкой, ток первоначального возбуждения получается небольшим и генератор крутить легко, он полностью возбуждается уже после отключения стартера, что заметно облегчает запуск двигателя.

Схема с дополнительными диодами широко применялась всеми производителями генераторов в 80 и 90-е годы, и до сих пор, генераторы по этой схеме производятся для автомобилей прежних лет выпуска.

Для современных генераторов схема с дополнительными диодами не применяется. Диодные мосты с дополнительными диодами выпускаются только для генераторов, разработанных в прошлом.

В современных, в генераторах применяют более сложные регуляторы напряжения с микроконтроллерами, они позволяют точно регулировать напряжение, разгружать замок зажигания, защищать аккумулятор от разрядки, облегчать работу стартера при запуске. (См статью «Генераторы S IG L Denso Toyota.) . и обеспечивать расширенные функции диагностики генератора.

К такому типу генераторов относится и последнее поколение российских генераторов без дополнительных диодов с многофункциональным регулятором напряжения.

Это генераторы на «Шеви -Ниву», «Калину», «Гранту» и все последующие модели ВаЗ, а также наиболее современные генераторы для ГАЗа и КАМАЗА

В настоящее время производятся диодные мосты трех поколений. Для старых генераторов без дополнительных диодов, для генераторов среднего поколения с дополнительными диодами и для современных генераторов, снова без дополнительных диодов.

Если конструктивно диодные мосты совпадают, то для старых генераторов вполне можно использовать диодный мост с доп. диодами, при этом про доп. диоды надо просто забыть.

Можно использовать и наоборот, все будет работать, лампочку придется шунтировать, то есть, восстановить старую схему, только не надо забывать выключить зажигание, если двигатель не работает.

Для многих современных генераторов диодные мосты без доп диодов, имеют конструкцию выходящую из предыдущей с дополнительными диодами, (сравним БВО 3 -105-01 и БВО 4-105-01 см. последний рисунок) поэтому они полностью совместимы по размерам и местам крепления.

Старый диодный мост с доп диодами можно смело ставить в более современный генератор (9402.3701-03 без доп диодов), но регулятор напряжения нужно поставить тоже старого типа (778.3702). Можно поставить и с новым регулятором (845.3702) только дополнительные диоды не присоединять, но придется сделать дополнительный вывод фазы для работы многофункционального регулятора напряжения и соединить второй вывод регулятора с плюсовым выводом диодного моста.. Наоборот тоже можно ставить. Если есть диодный мост без доп. диодов, его можно поставить в старый генератор (9402.3701), но нужно, либо припаять доп. диоды, либо подобрать регулятор напряжения, который работает с управлением от фазы (845. 3702). Внешняя проводка в переделках не нуждается.

Диодные мосты с доп. диодами могут иметь дополнительную клемму, подключенную к фазе. Она нужна для очень ранних генераторов, которые стояли на «Волгах» и «Газелях», с тахометрами, которые как у дизельных машин, работали от генератора. Эти диодные мосты можно смело ставить на более современные генераторы.

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

За обеспечение автомобиля током постоянного напряжения отвечает генератор. Он необходим для работы двигателя и вспомогательных систем, зарядки аккумуляторной батареи. Причиной выхода из строя этого механизма может стать электрический пробой диодного моста. В статье дана подробная информация как проверить диодный мост мультиметром, признаки неисправности этой детали, принцип работы.

Принцип работы

Диодный мост генератора автомобиля ВАЗ практически ничем не отличается от подобных элементов других машин. Он состоит из 2 пластин подковообразной формы, с отверстиями под диоды. Полупроводников в схеме 6. Они подключены в порядке чередования. Пластины часто изготовлены из алюминия, они являются элементами крепления диодов, а также являются их контактной цепью.

Мост состоит и полупроводниковых диодов. Диодом является полупроводниковый элемент. Принцип его работы основан на пропускании электрического напряжения только, с одной стороны. Вторая сторона постоянно закрыта. На генераторе таких диодов 6 и собраны они в мост. Переменный ток от генератора представляет собой волну. Задача диодного моста выровнять эту волну, преобразовав в постоянное напряжение.

Происходит это следующим образом:

  1. Во время прохождения фазного напряжения или положительной полуволны от генератора, оно попадает на диоды 1, 3, 5. Эти полупроводники пропускают ток через себя.
  2. В это время элементы 2, 4, 6 находятся в закрытом состоянии.
  3. После значение переменного тока меняется, оно становится отрицательной полу волной и проходит по элементам 2, 4, 6.
  4. При этом диоды 1, 3, 5 закрыты.
  5. Именно отрицательная волна при прохождении 3 диодов становиться положительной.

В результате электрическая волна теряет отрицательное значение и становится током постоянного напряжения.

Признаки неисправности

Работа генератора очень важна для автомобиля. Выход из строя этого механизма можно определить по ряду признаков. К ним относится:

  1. При выгорании диодного моста, генератор перестает заряжать аккумуляторную батарею.
  2. Постоянное напряжение генератора приводит к кипению электролита батареи.
  3. В ночное время фары не горят в полную силу.
  4. Во время пуска двигателя с трудом проворачивается стартер.
  5. В полную силу не работает отопительная система или кондиционер.
  6. Аудиосистема работает с большими искажениями.

Основной причиной выгорания диодного моста является короткое замыкание. Оно возникает от сильной влажности на контактах, при смене потенциалов на аккумуляторе, во время «прикуривания» от автомобиля с генератором большей мощности. Часто причиной является плохой контакт пластины и корпуса полупроводника. Алюминий, из которого изготовлены пластины, окисляются, что нарушает их контакт с корпусом диодов. При появлении первых признаков плохой работы диодного моста генератора его нужно проверить.

Проверка

Проверка диодного моста мультиметром осуществляется только после демонтажа этой детали. Мост находится под задней крышкой генератора. Перед проверкой необходимо почистить растворителем пластину крепления, все клеммы. Часто причиной отказа становится плохой контакт диодов с крепежной пластиной, окисление. Во время снятия очень важно запомнить схему подключения проводки. Первичную проверку проводят на собранной схеме, не выпаивая полупроводники. Если найдена неисправность, придется демонтировать каждый диод для индивидуальной диагностики. Проверка проводится следующим образом:

  1. Мультиметр нужно выставить в режим прозвонки сопротивления или диодного сопротивления.
  2. Контрольный щуп красного цвета нужно соединить с местом крепежа диодов, пластиной.
  3. Контрольный щуп черного цвета по очереди соединить с выводами диодов 1, 3, 5.
  4. В этом положении тестер должен показать выходное сопротивление 400–700 Ом. Если значения меньше 400, полупроводники имеют высокую пропускную способность, что является показателем их непригодности.
  5. После проверки нужно поменять контрольные щупы тестера местами и повторить проверку.
  6. В этом положении, тестер должен показать значение «1» или бесконечность.

Полученные данные указывают на исправность элементов 1, 3, 5.

Далее необходимо проверить оставшиеся полупроводники. Они часто крепятся ко второй пластине моста. Далее нужно проверить элементы на сопротивление ранее описанным способом. Подобную проверку запрещается проводить с установкой тестера в режим обычной прозвонки со звуковым оповещением. Тестер покажет замкнутую цепь внутри диода, но не ее сопротивление, которое может оказаться незначительным для работы полупроводника.

Демонтаж

Проверка с выпаиванием диода потребуется если один или несколько элементов показали более низкие или высокие параметры сопротивления или не показали вообще. Эти элементы отсоединяются от общей схемы при помощи паяльника. Часто диоды находятся в отверстиях или углублениях в пластине. Крепятся они к ней при помощи токопроводящего клея или простым сжатием. При демонтаже следует осторожно выбить диоды.

Далее нужно прозванить каждый элемент отдельно. Диоды прозванивают только, с одной стороны. Именно эта сторона является открытой для прохождения напряжения.

  1. «Минусовой» контрольный щуп соединяется с корпусом диода.
  2. «+» щуп соединяется с выводом.
  3. Мультиметр ставится в режим прозвонки сопротивления.
  4. При этом положении контрольных щупов, тестер должен выдать сопротивление до 700 Ом.
  5. При смене подключения контрольных щупов, тестер должен показать бесконечность или «1».

Если обе стороны не показывают сопротивление или оно совсем мало, элемент можно признать выгоревшим. Его нужно заменить строго на идентичный по параметрам аналог. Параметры диод и маркировка установлена на «шляпке» радиодетали.

После замены неисправных элементов, мост снова проверяется на сопротивление. Все его полупроводники должны показывать примерно одинаковые параметры.

Важно! Если для замены нет необходимых полупроводников, запрещается устанавливать детали с других мостов. У автомобилей ВАЗ, особенно старых моделей, генераторы очень слабые. Любая нагрузка может снова пробить полупроводник.

Эксплуатация

Генератор постоянно находится под нагрузкой. При этом диодный мост, находящийся под крышкой генератора, за счет вращения ротора, собирает на корпус пыль, грязь, влагу. Для обеспечения хорошей и долгой работы необходимо:

  1. После 5 тысяч километров пробега снимать генератор, чистить пластины и контакты диодного моста.
  2. Менять или чистить ржавые, окислившееся контакты генератора.
  3. Не перегружать электрическую проводку автомобиля дополнительными осветительными приборами, мощными колонками, усилителями.
  4. Не заводить автомобиль от внедорожников, грузовиков, строительной техники.
  5. Не заводить автомобиль от дизельного транспорта, чье напряжении составляет 24 вольта.
  6. Внимательно подключать клеммы к аккумуляторной батарее. Смена полюсов подключения вызывает короткое замыкание.

Эти советы помогут продлить срок эксплуатации как самого генератора, так и его выпрямителя напряжения.

Заключение

Проверка диодного моста должна выполняться своевременно. Проверить и заменить детали в дороге не удастся. Самостоятельно заменить сам мост или его детали очень просто. Главное соблюдать полярность расположения деталей, надежную спайку контактов и правильное последующее подключение к самому генератору. Если при установке новых комплектующих есть сомнения в их надежности, лучше полностью поменять полупроводниковый мост на новый.

Видео по теме

Диодный мост: назначение, схема, реализация

Подавляющее большинство электронной аппаратуры работает на постоянном токе. А источником напряжения может быть как гальванический элемент, так и городская сеть переменного ток 220 В. Вот и приходится переменный ток преобразовывать в постоянный, то есть – «выпрямлять». Для этой цели служит устройство под названием выпрямитель. Это может быть готовый промышленный компонент, а может быть электронная схема, собранная из отдельных, более простых, элементов. Сегодня разберём, что же такое диодный мост, зачем он нужен и как работает.

Что такое диодный мост и зачем нужен

Переменный ток в бытовой электросети по синусоидальному закону меняет свою полярность 50 раз в секунду. Диодный мост, собранный из четырёх диодов, 25 раз в секунду пропускает одну положительную полуволну. То есть, превращает ток переменного знака амплитудой, имеющей колебательный характер, в ток одного знака, но с удвоенной частотой колебаний амплитуды. Если потребителя это не устраивает, то после выпрямителя ставится сглаживающий фильтр. Ниже представлена принципиальная электрическая схема диодного моста-выпрямителя.

Диодный мост можно собрать из отдельных конструктивно законченных диодов, но можно в промышленных условиях сразу изготовить из кристаллов в виде цельного изделия, пригодного к дальнейшей установке в электронную схему. Такая диодная сборка имеет технологические преимущества над предыдущим вариантом. Она компактней, монтаж моста надёжней, стоимость существенно ниже, чем у четырёх диодов.

ФОТО: youtube.com Диодный мост, собранный из четырёх диодов

ФОТО: youtube.com Диодный мост в виде одного изделия

Принцип работы

Диодный мост представляет собой электрическую схему из четырёх диодов. Схема построена таким образом, что в каждый полупериод переменного тока соответствующая полуволна проходит по одному плечу моста, в другой полупериод другая полуволна проходит по другому плечу. Но в точках моста, где диоды соединены одинаковой полярностью, знак тока всегда один и тот же.

Основные характеристики

И отдельные диоды, и промышленные диодные сборки описываются стандартным набором технических характеристик:

  • это напряжение обратной полярности, которое можно, не опасаясь пробоя, приложить к устройству;
  • величина тока обратной полярности, который безопасно можно пропустить по устройству;
  • длительность протекания тока по устройству без его перегрева;
  • максимальная температура устройства, при которой оно сохраняет свою работоспособность;
  • максимальная допустимая частота проходящего тока.
Читать еще:  Свечи бриск премиум отзывы

ФОТО: go-radio.ru Вариант изображения моста на принципиальной электрической схеме

ФОТО: go-radio.ru Сборка «Диодный мост» на печатной плате

Схема диодного моста

И самодельный мост, и промышленная диодная сборка изготавливаются по одной и той же схеме. Два диода последовательно спаиваются разноимёнными полюсами. Потом две пары спаивают одноимёнными полюсами на концах этих пар. К точкам соединения разноимённых полюсов подключается источник переменного напряжения, к точкам соединения одноимённых полюсов подключают нагрузку.

Диодные мосты применяются для выпрямления однофазного и трёхфазного тока.

Однофазный выпрямитель

Этот выпрямитель применяется в бытовой электронной технике чаще всего, так как бытовая электросеть однофазная. Как правило, пульсации выпрямленного тока с частотой 100 Гц не годятся для нормальной работы аппаратуры, появится неприятный звуковой фон – гудение. После выпрямителя следует ставить качественный сглаживающий фильтр из катушки индуктивности (последовательно) и конденсатора достаточной ёмкости (параллельно выходу выпрямителя).

Трёхфазный выпрямитель

Трёхфазные выпрямители на выходе дают меньшую частоту пульсаций, чем однофазные. Понижаются требования к сглаживающим фильтрам.

Схемы выпрямителей для трёхфазных цепей бывают однотактные и двухтактные. В однотактной схеме к каждой обмотке трёхфазного трансформатора подключается минус диода. Свободные концы каждой из трёх катушек соединяются в общую точку. Плюсы диодов тоже соединяются в одну точку. Нагрузка подключается между этими двумя общими точками.

ФОТО: electricalschool.info Принципиальная схема однотактного трёхфазного моста-выпрямителя

Если требуется выходное напряжение более высокого значения, а пульсации поменьше, то собирается двухтактна схема. Собираются три пары диодов, в каждой паре плюсовой вывод одного подключается к минусу другого. Плюсовые выводы трёх пар тоже собираются в одну точку, так же объединяются минусы диодов, а общие точки в каждой паре диодов подключаются к свободным концам трёх обмоток вторичной обмотки трансформатора. Нагрузка подключается между общим минусом и плюсом сборки. В такой схеме выходное напряжение несколько выше, а пульсации намного меньше. Иногда можно обойтись без сглаживающего фильтра. Такая схема имеет название «Мостовой трёхфазный выпрямитель Ларионова».

ФОТО: electricalschool.info Принципиальная схема двухтактного трёхфазного моста-выпрямителя

Где применяется схема диодного моста

Кстати, автомобильный генератор тоже выдаёт переменный ток, а всё электрооборудование автомобиля работает на постоянном токе. После генератора установлен мощный диодный выпрямитель. Мостовая схема диодного выпрямителя широко применяется в бытовой радиоаппаратуре – радиоприёмниках, телевизорах, всевозможных магнитофонах и проигрывателях. Диодные мосты ставят и в трансформаторных, и в импульсных блоках питания.

Как сделать диодный мост своими руками

При необходимости и при наличии нужных диодов и паяльника нетрудно собрать диодный мост своими руками.

Что нужно для работы

Для работы нужно подготовить рабочее место с розеткой для паяльника, паяльник с подставкой, припой, канифоль, пинцет, маленькие кусачки. Конечно, нужны диоды с нужными характеристиками. При большом желании мост можно собрать на печатной плате с готовыми дорожками.

Инструкция по изготовлению

Проверка на работоспособность

Первая проверка всегда визуальная. Проверяется, те ли детали установлены, правильно ли собрана схема, качество пайки. Затем собирается проверочная схема с источником и измерительным прибором. И если этот этап прошёл успешно, то можно подключить нагрузку и провести окончательную проверку результатов своей работы.

Заключение

Работа с электроникой – это очень интересное занятие. И когда результат собственной деятельности начинает успешно функционировать, человек испытывает огромное удовлетворение.

Что такое диодный мост – простое объяснение

Определение

Диодный мост – это схемотехническое решение, предназначенное для выпрямления переменного тока. Другое название – двухполупериодный выпрямитель. Строится из полупроводниковых выпрямительных диодов или их разновидности – диодов Шоттки.

Мостовая схема соединения предполагает наличие нескольких (для однофазной цепи – четырёх) полупроводниковых диодов, к которым подключается нагрузка.

Он может состоять из дискретных элементов, распаянных на плате, но в 21 веке чаще встречаются соединенные диоды в отдельном корпусе. Внешне это выглядит, как и любой другой электронный компонент – из корпуса определенного типоразмера выведены ножки для подключения к дорожкам печатной платы.

Стоит отметить, что несколько совмещенных в одном корпусе вентилей, которые соединены не по мостовой схеме, называют диодными сборками.

В зависимости от сферы применения и схемы подключения диодные мосты бывают:

  • однофазные;
  • трёхфазные.

Обозначение на схеме может быть выполнено в двух вариантах, какое использовать УГО на чертеже зависит от того, собирается мост из отдельных элементов или используется готовый.

Принцип действия

Давайте разбираться, как работает диодный мост. Начнем с того, что диоды пропускают ток в одном направлении. Выпрямление переменного напряжения происходит за счет односторонней проводимости диодов. За счет правильного их подключения отрицательная полуволна переменного напряжения поступает к нагрузке в виде положительной. Простыми словами – он переворачивает отрицательную полуволну.

Для простоты и наглядности рассмотрим его работу на примере однофазного двухполупериодного выпрямителя.

Принцип работы схемы основам на том, что диоды проводят ток в одну сторону и состоит в следующем:

    На вход диодного моста подают переменный синусоидальный сигнал, например 220В из бытовой электросети (на схеме подключения вход диодного моста обозначается как AC или

).

  • Каждая из полуволн синусоидального напряжения (рисунок ниже) пропускается парой вентилей, расположенных на схеме по диагонали.
  • Положительную полуволну пропускают диоды VD1, VD3, а отрицательную — VD2 и VD4. Сигнал на входе и выходе схемы вы видите ниже.

    Такой сигнал называется – выпрямленное пульсирующее напряжение. Для того, чтобы его сгладить, в схему добавляется фильтр с конденсатором.

    Основные характеристики

    Рассмотрим основные характеристики полупроводниковых диодов. Латинскими буквами приведено их обозначение в англоязычной технической документации (т.н. Datasheet):

    • Vrpm – пиковое или максимальное обратное напряжение. При превышении этого напряжения pn-переход необратимо разрушается.
    • Vr(rms) – среднее обратное напряжение. Нормальное для работы, то же что и Uобр в характеристиках отечественных компонентов.
    • Io – средний выпрямленный ток, то же что и Iпр у отечественных.
    • Ifsm – пиковый выпрямленный ток.
    • Vfm – падение напряжения в прямом смещении (в открытом проводящем состоянии) обычно 0.6-0.7В, и больше у высокотоковых моделей.

    При ремонте электронной техники и блоков питания или их проектировании новички спрашивают: как правильно выбрать диодный мост?

    В этом случае самыми важными для вас параметрами будут обратное напряжение и ток. Например, чтобы подобрать диодный мост на 220В, нужно смотреть на модели с номинальным напряжением больше 400В и нужный ток, например, KBPC106 (или 108, 110). Его технические характеристики:

    • максимальный выпрямленный ток – 3А;
    • пиковый ток (кратковременно) – 50А;
    • обратное напряжение – 600В (800В, 1000В у KBPC108 и 110 соответственно).

    Запомните эти характеристики и вы легко сможете определить, какой выбрать вариант по каталогу.

    Схемы выпрямителей

    Выпрямление тока в блоках питания – основное назначение, среди других компонентов схемы можно выделить входной фильтр, который подключают после выпрямителя – он предназначен для сглаживания пульсаций. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее!

    В первую очередь стоит отметить, что диодным мостом называют схему однофазного выпрямителя из 4 диодов или трёхфазного из 6. Но любители часто так называют схему выпрямителя со средней точкой.

    У двухполупериодного выпрямителя к нагрузке поступает две полуволны, а у однополупериодного – одна.

    Чтобы не было путаницы, давайте разбираться в терминологии.

    Ниже вы видите однофазную двухполупериодную схему, её правильное название «Схема Гретца», именно её чаще всего подразумевают под названием «диодный мост».

    Схема Ларионова – трёхфазный диодный мост, на выходе сигнал двухполупериодный. Диоды в нём пропускают полуволны, открываясь на линейное напряжение, т.е. поочередно: верхний диод фазы A и нижний диод фазы B, верхний фазы B и нижний фазы C и т.д.

    Для полноты картины следует рассказать и о других схемах выпрямителей переменного напряжения.

    Однополупериодный выпрямитель из 1 диода, включенного последовательно с нагрузкой. Применяется в балластных блоках питания, маломощных миниатюрных блоках питания, а также в приборах, нетребовательных к коэффициенту пульсаций. К нагрузке поступает только одна полуволна.

    Двухполупериодный со средней точкой – это и есть то, что ошибочно называют мостом из 2 диодов. Здесь каждую полуволну проводит только один диод. Её преимуществом является больший КПД, чем у схемы Гретца, за счет меньшего числа полупроводниковых вентилей. Однако её использование осложнено тем, что нужен трансформатор с отводом от средней точки, что отражено на схеме принципиальной. Её нельзя использовать для выпрямления сетевого напряжения 220В.

    Выпрямитель из сборок Шоттки. Используется в импульсных блоках питания, потому что у диодов Шоттки меньше время обратного восстановления, малая барьерная ёмкость (быстрее переход из открытого состояния в закрытое) и малое прямое падение напряжения (меньше потерь). Чаще всего Шоттки встречаются в сборках, с общим анодом или катодом, как изображено на рисунке ниже.

    Поэтому для сборки схемы моста потребуется несколько сборок. Ниже приведен пример из 3 сборок Шоттки с общим катодом.

    Из 4 сборок с общим катодом. Отличается от предыдущей тем, что выдерживает больший ток, при тех же компонентах потому, что Шоттки в ней соединены параллельно.

    Из 2 сборок Шоттки – одна с общим анодом и одна с общим катодом. Узнать о том, что такое анод и катод, вы можете в нашей отдельной статье.

    Как спаять и подключить

    Изучать и знать схемы не сложно, основные трудности возникают, когда новичок решает спаять диодный мост своими руками. Для пайки выпрямителя из 4 советских экземпляров типа кд202 используйте иллюстрацию приведенную ниже.

    Для сборки диодного моста из современных дискретных диодов типа маломощных 1n4007 (и других – все выглядят аналогично и отличаются только размерами) внимательно посмотрите на следующую иллюстрацию.

    Но если вы не собираете его из отдельных деталей, а используете готовый мост, то смотрите ниже, как правильно подключить его в цепь.

    Также новичкам будет интересно посмотреть видео о том, как сделать простейший блок питания на 12В:

    Область применения и назначение

    Чаще всего диодные мосты используют в блоках питания. В трансформаторных БП они подключаются ко вторичной обмотке трансформатора

    В импульсных БП – ко входу сети 220В. При этом электронная схема управления и силовая цепь ИБП питается от выпрямленного и сглаженного (не всегда) сетевого напряжения (достигает порядка 300-310 Вольт).

    На выводах вторичной обмотки импульсного блока питания высокочастотное переменное напряжение. Для того, чтобы его выпрямить, устанавливают сборки из сдвоенных диодов Шоттки. В связи с этим часто используют схему выпрямления со средней точкой.

    В автомобилях и мотоциклах используются трёхфазные диодные мосты, собранные по схеме Ларионова с тремя дополнительными вентилями, потому что для питания бортовой сети используется трёхфазный генератор. Мост в генераторе выполняется в виде сектора окружности и устанавливается на его задней части.

    Исключение составляют некоторые современные автомобили Toyota и прочих марок, в них используют 6 фазный генератор, для реализации двенадцатипульсной схемы выпрямления из 12 вентилей. Это нужно для снижения пульсации и увеличения выходного тока.

    Способы проверки

    Для проверки диодного моста лучше всего подходит мультиметр в режиме проверки диодов.

    Для этого нужно прозвонить на короткое замыкание входную, затем выходную (диодный мост должен быть выпаян).

    Не выпаивая прямо на плате, вы можете измерить падение напряжения на переходах диодов. Для этого нужно определить цоколевку моста, обычно она указывается прямо на корпусе, что мы и рассматривали выше.

    На экране мультиметра в прямом смещении должно отображаться цифры в пределах 500-800 мВ, а в обратном – выше 1500 и до бесконечности (зависит от конкретного компонента и измерительного прибора). Тоb же самое можно сделать в режиме Омметра, как показано на рисунке ниже.

    Более подробно этот процесс описан в статье «как проверить диодный мост», где кроме методики проверки мы рассказали и о признаках неисправности. Также ознакомьтесь с видео о том, как проверить однофазный выпрямитель и диодный мост автомобильного генератора:

    На этом мы и заканчиваем наше подробное объяснение. Надеемся, теперь вам стало понятно, для чего нужен диодный мост и что он делает в электрической цепи. Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

    Как проверить диодный мост генератора?

    Генераторная установка – важнейший элемент в конструкции автомобиля. Устройство питает бортовые системы, отвечает за подзарядку аккумулятора. При этом, модуль также подвержен повреждениям, износу, как и остальные части машины. Отсюда у пользователей рождаются вопросы типа, как проверить диодный мост генератора своими руками, без помощи специалистов.

    1. Почему повреждается диодный мост
    2. Как проверить диодный мост генератора
    3. Проверка тестером
    4. Проверка без заморочек
    5. Видео
    6. Итог

    Почему повреждается диодный мост

    Само устройство представляет собой сборку из 4 или 6 отдельных диодов, соединенных в общую схему. Модуль преобразует переменный ток в постоянный, подходящий для автомобильной сети. Основные проблемы с генератором образуются ввиду следующих причин.

    1. Попадание влаги, пыли и грязи. Устройство генераторной установки не подразумевает наличия полной герметичности. При преодолении бродов или активной езде по бездорожью, посторонние включения попадают в корпус и могут спровоцировать замыкание.
    2. Повышенные нагрузки на установку. Здесь пользователь часто виноват сам. Перегрузки модуля случаются при несоблюдении полярности проводки, прикуривании от другой машины, эксплуатация устройства, не подходящего под параметры бортовой сети авто.
    3. Механические повреждения, вызванные неосторожным ремонтом.

    Как проверить диодный мост генератора

    Существует две популярные методики проверки диодного моста. Каждая имеет свои преимущества и недостатки.

    Проверка тестером

    Здесь последовательность действий выглядит следующим образом.

    1. Снять мост с генератора.
    2. Установить мультиметр в режим прозвонки диода.
    3. Красным щупом тестера прикасаемся к общей шине моста, а черный щуп присоединяется к выходу проверяемого диода. Если все в порядке, на экране появится единица.
    4. Далее нужно поменять щупы местами. Если все в норме, на дисплее отразится пороговое значение напряжения.
    5. После этого, аналогичным образом проверяются остальные диоды.

    Если показания тестера отличаются от установленного эталона, деталь повреждена и требует замены.

    Проверка без заморочек

    Здесь аналогично используется мультиметр. Обычно процедура выполняется на мостах, где присутствует сложная схема, но имеется возможность выпаять каждый элемент по отдельности. Далее последовательность действий следующая.

    1. Диод выпаивается из цепи.
    2. Тестер переводится в соответствующий режим и подключается к выводам детали.
    3. После этого, провода переставляются наоборот.

    В первом случае, прозвонка должна показывать данные в пределах 0,5-0,7 Ом. Второй вариант – на дисплее появится единица. Когда показатели прибора отличаются от установленных, диод нужно заменить на новый.

    Видео

    Указанные выше способы показывают, как проверить диодный мост генератора, без сложного оборудования и вороха вспомогательных проводов. Если пользователь не уверен в собственных силах, рекомендуется довериться специалистам.

    Если сгорел диодный мост генератора что будет

    Диодный мост в конструкции генератора заменил коллектор, который когда-то выполнял функцию выпрямителя. С помощью диодного моста генератор стал более надежными мощным. Его задача – выравнивание пульсаций переменного тока и видоизменение его в постоянный ток.

    Причина неисправности диодного моста

    неисправный аккумулятор, низкая плотность электролита, замыкание между собой аккумуляторных банок;

    неправильное «прикуривание» от другого автомобиля;

    внешнее воздействие, попавшая в корпус генератора вода, грязь, повышенный нагрев.

    Признаки сгоревшего диодного моста

    Аккумулятор накануне был полностью заряжен, вы пришли в гараж – зарядка отсутствует, вновь зарядили аккумулятор, завели машину, аккумулятор разрядился через несколько минут, при этом генератор горячий до такой степени, что к нему невозможно прикоснуться.

    Из-под капота раздается жуткий вой/свист, который меняет тональность при изменении числа оборотов двигателя, свист может появиться внезапно во время езды.

    Во время поездки появилась ошибка ABSESP , что значит неисправность рулевого управления, перестает работать ГУР, руль поворачивается тяжело, аккумулятор садится.

    Фары при езде тускнеют, акустика самопроизвольно отключается, кондиционер перестает работать.

    Для того чтобы подтвердить свое мнение о том, что из строя вышел именно диодный мост, его нужно проверить. О неисправности диодного моста свидетельствуют следующие факторы:

    · напряжение на выходе из генератора менее, чем 13,5 В;

    · сигнальный индикатор во время запуска двигателя горит;

    · при тестировании генератора мультиметром клемма плюс «звонится» вместе с обмотками.

    Читать еще:  Можно ли перетянуть цепь грм

    Убедились, что неисправность кроется именно в диодном мосте. Теперь надо найти и определить какой именно диод вышел из строя.

    Проверка диода – как делать правильно

    Исходя из того, что диод – это полупроводниковый прибор, который пропускает ток только в одном направлении начнем проверку.

    · Диодный мост необходимо снять. Диоды проверять нужно по отдельности, отсоединенными от общей схемы. Проверку надо выполнять в положении «проверка диодов».

    · Одним из щупов прикасаемся к донышку диода, другим к его выводу. Величина сопротивления зависит от мощности полупроводника. Сопротивление должно быть в пределах 400 – 800 Ом, то есть в этом направлении диод ток пропускает.

    · Меняем щупы местами. Единица на экране мультиметра – свидетельство того, что проводимость в этом направлении отсутствует. Значит, диод заперт и цел.

    · В противном случае, если тестер при проверке покажет наличие сопротивления (прохождение тока) в обе стороны говорит о неисправности диода.

    Важно помнить. При проверке диодов, расположенных на одной пластине, сопротивления не должны отличаться. Допустимый максимум – 5 Ом, не более. Наличие диода с большой разницей в показаниях говорит о его плохой работе и последующих проблемах с зарядкой. Поэтому диод желательно поменять.

    Проверка диодов тестером весьма условна, более точно убедиться в целостности диода можно только под нагрузкой, например, подключением в схему лампы или на проверочном диагностическом стенде на СТО.

    Чем вызвана необходимость замены диодов

    Кто-то скажет, что гораздо проще взять и заменить диодный мост полностью. Однако стоимость диодного моста для иномарки варьируется от 1000 до 4000 руб., иногда цена еще выше. Зависит от марки машины, типа генератора, аналог это или оригинал. Новый диодный мост или по контракту. Заказали диодный мост по интернету, думали он новый и оригинал, а недобросовестный кладовщик положил в вашу посылку китайский аналог. Пойди разберись сразу.

    Многие, заменив диодный мост на своем генераторе, предпочитают не выбрасывать старый, а отремонтировать его и оставить у себя в загашнике.

    Вопрос в том, что не каждый самостоятельно может выпаять негодный диод и запрессовать новый. Лучше всего обратиться к услугам профессиональных мастеров на СТО. Процесс ремонта диодного моста отлажен и не займет много времени.

    Например, в автомастерских компании « Start — Motors », что в Люберцах, ремонт диодного моста обойдется всего в 800 руб. За эту символическую сумму вы получаете надежный и испытанный «родной» диодный мост, тем более что в компании действует накопительная система скидок, так что есть все шансы получить диодной мост еще дешевле. Более подробно о ценах на услуги компании « Start — Motors » смотрите в прайсе.

    Ваз 2105,
    История такова, пару раз пахло горелым, и больше ничего.
    Потом пропала зарядка, начал разбирать генератор выяснилось сгорел диодный мост поменял,
    История повторилась, запахло горелым, пропала зарядка. проехался, и вдруг она появилась.

    ВОПРОс??В ЧЕМ ПРИЧИНА??

    Сгорело в месте крепления(там где шпильки стоят)
    и один из диодов

    Могу только одно предположить:

    В местах № 1 и № 2 сгорело из-за плохого контакта между диодами и выводами обмотки. Там гаечки стоят с шайбочками и гройвером. А в месте № 3 сгорело до кучи из-за сильного нагрева, который просто распаял место соединения диода с контактной пластиной.
    После такой «аварии», при перестановке диодного моста, необходимо обратить особенное внимание квадратным втулкам-изоляторам через которые в крышку вставляются шпильки крепления обмотки статора. Втулки в места прохождения шпилек № 1 и № 2 могут расплавиться и со своей задачей (изолировать крышку от места соединения с диодами) не справятся.

    Генератор, как известно, это чуть ли не самый главный элемент современных автомобилей. Благодаря генерирующему устройству электрокомпоненты автомобильной системы получают необходимое питание. Если ген перегорает, то возникают проблемы. Узнаем, почему же перегорает генератор.

    Конструкция генератора: его состав

    ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

    Одно то, что ген всегда находится под высокой нагрузкой, априори включает его в группу риска. За ним нужен глаз да глаз. Опытные и заботливые автомобилисты об этом знают. Новички и дилетанты – не обращают внимания, «гробят» новое устройство и аккумулятор, а потом удивляются – почему не едет машина.

    Из чего состоит ген? В его компоненты обязательно входит ротор или индуктор. Его основной функцией является создание магнитного поля внутри устройства. Ротор имеет вал, на котором присутствует обмотка возбуждения. За счет нее и происходит подпитка или самовозбуждение гена.

    На этом же валу находится контактная группа, состоящая из медных колец. Они соединены через выводы с обмоткой или возбудителем, как ее еще называют.

    На роторном валу, в зависимости от модели гена, могут быть установлены лопасти вентилятора и приводной шкив. Здесь же расположен один из подшипников.

    Статор – выполняет функцию обеспечения устройства переменным напряжением. В состав статора входит металлический сердечник, собранный из пластин, и обмотка.

    В статоре предусмотрены пазы, которые служат для укладывания обмоточных витков. Укладываться они могут разными способами, но всегда бывает несколько обмоток, соединяющихся между собой согласно схемам.

    В генераторе имеется выпрямительный блок, который нужен для преобразования тока. Именно поэтому он еще называется преобразователем. Благодаря блоку, напряжение из синусоидального преобразуется в постоянное, а затем идет в автомобильную бортовую сеть.

    Преобразователь – это не что иное, как пластины, хорошо отводящие тепло. В современных выпрямительных блоках вмонтированы силовые диоды полупроводникового типа (о них подробнее ниже).

    Щеточный узел обеспечивает передачу напряжения на контакты. Состоит узел из графитовых щеток, пружин и держателя. В генах последних серий щеточный узел соединен с регулятором напряжения, вместе они создают единый блок.

    Сам регулятор или таблетка служит для поддержания напряжения агрегата в конкретных значениях. Другими словами, именно таблетка в ответе за стабильный ток, выдаваемый геном. Как известно, кривошипный вал вращается с разной амплитудой. Поэтому нужен регулятор, который будет стабилизировать частоты, и тем самым, воздействовать на обмотку. Регулятор не только контролирует частоту импульсов, но и регулирует их продолжительность.

    Ну и, конечно, диодный мост является важной частью генератора. О нем подробно написано ниже.

    Перегорание генератора или что такое диодный мост

    Когда говорят о том, то сгорел генератор, имеют в виду диодный мост. Он является обязательным узлом генератора.

    Диагностику автомобиля с перегоревшим геном можно провести легко. А вот ремонт потребует определенных усилий и специфических знаний. Надо будет тщательно изучить конструкцию генератора, чтобы суметь его разобрать, добравшись, тем самым, до диодов.

    Как же проверить диодный мост? В первую очередь сверить показания со значениями на приборной панели. Здесь имеется значок, напоминающий аккумуляторную батарею. После завода двигателя этот значок должен погаснуть. Таким образом, автомобилисту дается знать, что произошло переключение питания основных электроузлов автомобиля с АКБ на генератор.

    А вот если значок не гаснет, то это повод для беспокойства. Система дает сигнал, что произошла поломка в цепи. Причину еще надо выяснить конкретнее, ведь это может свидетельствовать также о слабой или испорченной АКБ.

    Основными же метками, подтверждающими поврежденность диодного моста, являются следующие:

    • утечка тока;
    • быстрая и частая разрядка АКБ;
    • малая искра на свечах зажигания;
    • снижение мощности охладительных вентиляторов;
    • нестабильное функционирование кондиционера;
    • перебои в функционировании звуковой системы;
    • плохое освещение оптики во время работы двигателя.

    По фарам многие опытные автомобилисты сразу определят неисправность гена, не путая его с проблемами АКБ. Если фары светят тускло при заглушенном двигателе – виноват аккумулятор, если при работающем – генератор.

    Диодный мост (ДМ) на генераторах может быть установлен двумя способами: без дополнительного охлаждения или с ним. Добавочное охлаждение осуществляется с помощью специальных радиаторов.

    Если сгорели диоды, не стоит паниковать. Лучше выяснить причину, из-за которой такое происходит. Ниже будет описана инструкция, которая подразумевает автономную диагностику ДМ.

    Генератор надо будет разобрать, чтобы получить доступ к диодному мосту.

    • проверяется ток на выходах гена (он не должен быть ниже 13,5 V);
    • одновременно надо сверять показания приборки – продолжает ли гореть индикатор после запуска ДВС (при условии, что ген соединен с автомобилем);
    • проверять диодный мост вольтметром (если стрелка прибора смещается в красную зону, однозначно диоды неисправны).

    Однако, эти признаки, даже если они выявлены целиком, пока что не могут доказать 100-процентный выход из строя диодного моста, так как схожие симптомы свидетельствуют о поломке шоколадки (регулятора).

    Эксперты советуют применить в данном случае метод исключения. Т.е, проверить регулятор напряжения. Если он исправен, однозначно проблемы с мостом.

    Диодный мост профессионально проверяется мультиметром. Прибор должен быть установлен в режим звуковой индикации. Если такой способности в мультиметре нет, то измерять придется в 1-кОмном режиме.

    Примечательно, что для диодов проводятся индивидуальные замеры. В частности, к концам диодов следует прикоснуться щупом измерительного устройства несколько раз, меняя каждый раз выводы прибора. В одном из случаев проверка должна показать ББС (сопротивление бесконечности), в другом – колебания Ом в пределах 500-700.

    Диод можно считать испорченным, если показания оказываются одинаковыми, при измерениях в разных направлениях.

    Проверяют диоды также с помощью индикатора. Делается это так:

    • демонтируется защита гена;
    • на минусовой зажим АКБ подключается пластина ДМ;
    • индикатор одним концом подключается к плюсовому зажиму батареи, другим – осуществляется проверка.

    Если после прикасания вторым концом индикатора к диодам, лампочка светится, то элемент испорчен.

    Почему перегорает ген

    Есть множество причин, приводящих к перегоранию гена (диодов). Однако принято выделять самые распространенные:

    • внутрь моста проникла грязь или масло, что привело к замыканию;
    • на японских машинах – из-за просадки напряжения, когда генератор работает на износ;
    • по вине регулятора напряжения, отдающего на ротор, а тот, соответственно, на диодный мост;
    • из-за «дурного» аккумулятора (встречаются такие батареи, которые потребляют 40А и легко убивают ген);
    • ген был залит водой;
    • вышел из строя штатный предохранитель, отвечающий за защиту гена при замыканиях;
    • неправильно были поставлены клеммы АКБ.

    Таким образом, генератор на машине перегорает по разным причинам. Всегда речь идет о сгорании регулятора и диодного моста. Проверяется все быстро по поверхностным симптомам. Если нужно 100-проценто убедиться, приходится разбирать генератор.

    Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.

    • Абсолютно легально (статья 12.2);
    • Скрывает от фото-видеофиксации;
    • Подходит для всех автомобилей;
    • Работает через разъем прикуривателя;
    • Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.

    Как проверить диодный мост мультиметром?

    Значимость диодного моста в генераторе определяется его полезными свойствами выпрямлять ток. Убедиться в работоспособности диодного моста можно лишь на установленном генераторе, снять и разобрать который, может отнять уйму времени и сил. Однако, зная определенные тонкости работы электроприборов, можно узнать, рабочий диодный мост вы держите в руках или нет? Сегодня мы расскажем вам, как проверить диодный мост генератора, но вначале вы узнаете, для чего он нужен.

    Роль диодного моста в генераторе

    Как известно из электротехнических наук, существуют два вида электрического тока – это переменный и постоянный. Главное отличие их заключается в том, что в переменном токе заряженные частицы двигаются в разных направлениях, а в постоянном только в одном. Переменный ток имеет хорошие экономические показатели в плане передачи его на дальние расстояния, однако многие электрические приборы работают сейчас только на постоянном токе.

    Кроме того, для зарядки автомобильного аккумулятора и работы многих электрических приборов необходим именно постоянный ток, получение которого из генератора невозможно. Именно для этих целей в генераторе устанавливают диодный мост.

    Диодный мост выполняется в виде двух металлических пластин, проводящих электрический ток. По всей площади пластин встроены специальные полупроводниковые элементы – диоды, которые устанавливаются в чередующемся порядке. Суть работы диодов всегда и везде заключается в том, что они пропускают такую величину, как ток только в одном единственном направлении, таким образом, выпрямляя напряжение.

    Как работает диодный мост

    Переменное напряжение, выходящее с генератора обеспечивает изменение направления движения электронов. Поэтому для получения постоянного напряжения необходимо не только блокировать прохождение электронов в «неправильную» сторону, но и перенаправить их, чтобы обе фазы переменного тока работали на создание постоянного тока. Эту задачу и выполняет диодный мост. Благодаря переменному току, напряжение поочередно появляется на выводах фаз, что и позволяет отделять положительное напряжение от отрицательного. При этом каждый диод моста пропускает напряжение лишь в одну сторону, поэтому к каждому выводу генератора присоединены два диода, отделяющие положительное и отрицательное напряжение. Нередко встречаются модели генераторов, которые вырабатывают не только положительное, относительно кузова напряжение, но и отрицательное, поэтому в них к каждому выводу обмотки подключены три диода. На многих современных машинах диодный мост устроен сложней, но общий принцип работы неизменен, а аккумулятор выступает в роли конденсатора, гасящего колебания напряжения.

    Схема проверки диодного моста

    Часто случается так, что диодный мост попросту выходит из строя. Такое может случиться, если полярность аккумулятора была перепутана или в генераторе возникло замыкание электрической цепи. Во время покупки нового, или при ремонте старого диодного моста, его необходимо проверить перед установкой на автомобиль. Для этого можно использовать два способа, которые перечислены ниже.

    Неисправности

    В автомобиле всего два источника постоянного напряжения, обеспечивающих работу бортовой сети – аккумулятор и генератор. Поэтому любая неисправность диодного моста обязательно отражается на работе бортовой сети. Если у вас быстро «садится» новый аккумулятор, тускло светят фары или тяжело заводится стартер в мороз, велика вероятность, что проблема в диодном мосте. Если приемник или CD/USB проигрыватель начал искажать звук при работающем двигателе, то велика вероятность, что проблема в диодном мосте генератора.

    Когда пробит или оборван один из диодов моста, то вместо стабильного пульсирующего напряжения на выходе генератора появляется напряжение с провалами. Ведь во время соответствующего полупериода диод не может передавать напряжение в бортовую сеть, из-за чего и происходит провал. Аккумулятор в какой-то мере компенсирует эти провалы за счет своих ресурсов, но общее напряжение сети становится немного меньше. Кроме того, провалы являются источниками электромагнитных помех, негативно воздействующих на звуковоспроизводящее оборудование.

    Диагностика моста с помощью мультиметра + Видео

    Единственный способ нормально проверить диодный мост – снять генератор с двигателя, отсоединить от него мост и прозвонить с помощью тестера. Ведь проблема может быть не только в диодном мосту, но и в обмотках, контактах или регуляторе напряжения. Методика снятия и разборки генератора на различных машинах отличается, поэтому воспользуйтесь руководством по ремонту или обслуживанию вашей машины. Сняв и разобрав генератор, снимите с него диодный мост. На одних устройствах он присоединен к генератору с помощью болтов, на других с помощью пайки. Краской поставьте метки на генераторе и диодном мосте, чтобы не перепутать его ориентацию при установке. Сняв диодный мост, возьмите тестер (мультиметр) и переведите его в режим измерения сопротивления со звуковой индикацией.

    Мультиметр – универсальный прибор, предназначенный для измерения электрических величин и проверки работоспособностей других электрических приборов и элементов. Присоединяйте щупы прибора к обоим выводам диода. На многих мостах минусовой вывод половины диодов присоединен к центральной алюминиевой или стальной пластине, а половина плюсовых выводов диодов присоединена к металлической жиле – оголенному луженому проводу диаметром не менее 1 мм. Для проверки каждого диода касайтесь сначала одним щупом центральной пластины или жилы, а другим противоположного вывода диода, затем меняйте местами щупы. Если диод исправен, то «пищать» тестер будет лишь при определенном положении щупов. Если же прибор пищит при любом порядке присоединения щупов, то диод пробит. Если тестер не пищит ни при каком порядке проверки, то диод оборван.

    Читать еще:  Дмрв 116 пекар отзывы

    Прибор должен издавать звуковой сигнал, только при проверке одной стороны. Аналогичным образом проверяются все остальные диоды моста.

    Другой вариант проверки мультиметром более точный и подразумевает использование другой физической величины – сопротивления. Для этого переключатель прибора устанавливается в новое положение «1kOm». Суть замеров при этом не меняется, за исключением того, что прибор в одну сторону должен показывать от 500 до 800 Ом, а в другую – бесконечность. Таким образом, диод можно вполне считать работоспособным.

    Проверяем лампочкой на 12 вольт

    Если соответствующего прибора у вас не имеется, то вместо него можно использовать лампу. Для этого можно использовать аккумулятор и лампу на 12 вольт. Соберите схему лампа – аккумулятор и в разрыве цепи зачистите провода с помощью ножа. Эти концы будут представлять собой щупы, с помощью которых можно производить проверку. Как вы правильно догадались, при одной полярности подключения к диоду лампа должна загореться, а при другой – не реагировать. Только в этом случае диод считается исправным.

    Есть еще один способ проверки лампой, но без разборки генератора. Однако его возможности позволяют проверить только группы диодов в целом. Соберите такую же схему лампа – аккумулятор и сделайте свободные концы в разрыве схемы. Измерения выполняются в 4 этапа:

    • Первый этап. Выполняется проверка абсолютно всех диодов. Один из свободных концов подключается на минусовую клемму генератора, а второй на выходной контакт «30». Если лампа загорелась – можно смело судить о наличии короткого замыкания в цепи диодов (повреждение единственного или определенной группы диодов одновременно).
    • Второй этап. Теперь необходимо проверить «минусовую» группу полупроводниковых элементов. Для этого минус необходимо подключить на массу генератора (или корпус), а плюс нужно плотно прислонить к болту, на котором крепится диодный мост. Если лампочка загорелась или начала моргать, значит, имеется неисправность в минусовой группе диодного моста.
    • Третий этап. Далее проверке подвергается плюсовая группа диодов. Минусовой конец лампы идет на болт крепления диодного моста, а плюс устанавливается на выводе «30». Любое загорание лампы свидетельствует о наличии короткого замыкания.
    • Четвертый этап. В последнюю очередь проверяют второстепенную группу. Для этого нужно минусовой конец нужно оставить на том же месте, а плюс поместить на контактный вывод «61». В случае если лампа загорелась – это тоже признак определенной неисправности.

    Вот так выполняется проверка диодного моста. На этом она завершается. Как видите это совсем не сложно, и справиться с этим можно без специальных знаний в области электротехники.

    Что такое диодный мост — простое объяснение

    Мы рассматривали пассивные компоненты электронных схем, такие как резисторы и конденсаторы. Но кроме них электрикам и радиолюбителям приходится сталкиваться и с другими, например полупроводниковыми диодами, стабилитронами и т.д. В этой статье мы расскажем, что такое диодный мост, как он работает и для чего нужен.

    Определение

    Диодный мост – это схемотехническое решение, предназначенное для выпрямления переменного тока. Другое название – двухполупериодный выпрямитель. Строится из полупроводниковых выпрямительных диодов или их разновидности – диодов Шоттки.

    Мостовая схема соединения предполагает наличие нескольких (для однофазной цепи – четырёх) полупроводниковых диодов, к которым подключается нагрузка.

    Он может состоять из дискретных элементов, распаянных на плате, но в 21 веке чаще встречаются соединенные диоды в отдельном корпусе. Внешне это выглядит, как и любой другой электронный компонент – из корпуса определенного типоразмера выведены ножки для подключения к дорожкам печатной платы.

    Стоит отметить, что несколько совмещенных в одном корпусе вентилей, которые соединены не по мостовой схеме, называют диодными сборками.

    В зависимости от сферы применения и схемы подключения диодные мосты бывают:

    • однофазные;
    • трёхфазные.

    Обозначение на схеме может быть выполнено в двух вариантах, какое использовать УГО на чертеже зависит от того, собирается мост из отдельных элементов или используется готовый.

    Принцип действия

    Давайте разбираться, как работает диодный мост. Начнем с того, что диоды пропускают ток в одном направлении. Выпрямление переменного напряжения происходит за счет односторонней проводимости диодов. За счет правильного их подключения отрицательная полуволна переменного напряжения поступает к нагрузке в виде положительной. Простыми словами – он переворачивает отрицательную полуволну.

    Для простоты и наглядности рассмотрим его работу на примере однофазного двухполупериодного выпрямителя.

    Принцип работы схемы основам на том, что диоды проводят ток в одну сторону и состоит в следующем:

      На вход диодного моста подают переменный синусоидальный сигнал, например 220В из бытовой электросети (на схеме подключения вход диодного моста обозначается как AC или

    ).

  • Каждая из полуволн синусоидального напряжения (рисунок ниже) пропускается парой вентилей, расположенных на схеме по диагонали.
  • Положительную полуволну пропускают диоды VD1, VD3, а отрицательную — VD2 и VD4. Сигнал на входе и выходе схемы вы видите ниже.

    Такой сигнал называется – выпрямленное пульсирующее напряжение. Для того, чтобы его сгладить, в схему добавляется фильтр с конденсатором.

    Основные характеристики

    Рассмотрим основные характеристики полупроводниковых диодов. Латинскими буквами приведено их обозначение в англоязычной технической документации (т.н. Datasheet):

    • Vrpm – пиковое или максимальное обратное напряжение. При превышении этого напряжения pn-переход необратимо разрушается.
    • Vr(rms) – среднее обратное напряжение. Нормальное для работы, то же что и Uобр в характеристиках отечественных компонентов.
    • Io – средний выпрямленный ток, то же что и Iпр у отечественных.
    • Ifsm – пиковый выпрямленный ток.
    • Vfm – падение напряжения в прямом смещении (в открытом проводящем состоянии) обычно 0.6-0.7В, и больше у высокотоковых моделей.

    При ремонте электронной техники и блоков питания или их проектировании новички спрашивают: как правильно выбрать диодный мост?

    В этом случае самыми важными для вас параметрами будут обратное напряжение и ток. Например, чтобы подобрать диодный мост на 220В, нужно смотреть на модели с номинальным напряжением больше 400В и нужный ток, например, KBPC106 (или 108, 110). Его технические характеристики:

    • максимальный выпрямленный ток – 3А;
    • пиковый ток (кратковременно) – 50А;
    • обратное напряжение – 600В (800В, 1000В у KBPC108 и 110 соответственно).

    Запомните эти характеристики и вы легко сможете определить, какой выбрать вариант по каталогу.

    Схемы выпрямителей

    Выпрямление тока в блоках питания – основное назначение, среди других компонентов схемы можно выделить входной фильтр, который подключают после выпрямителя – он предназначен для сглаживания пульсаций. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее!

    В первую очередь стоит отметить, что диодным мостом называют схему однофазного выпрямителя из 4 диодов или трёхфазного из 6. Но любители часто так называют схему выпрямителя со средней точкой.

    У двухполупериодного выпрямителя к нагрузке поступает две полуволны, а у однополупериодного – одна.

    Чтобы не было путаницы, давайте разбираться в терминологии.

    Ниже вы видите однофазную двухполупериодную схему, её правильное название «Схема Гретца», именно её чаще всего подразумевают под названием «диодный мост».

    Схема Ларионова – трёхфазный диодный мост, на выходе сигнал двухполупериодный. Диоды в нём пропускают полуволны, открываясь на линейное напряжение, т.е. поочередно: верхний диод фазы A и нижний диод фазы B, верхний фазы B и нижний фазы C и т.д.

    Для полноты картины следует рассказать и о других схемах выпрямителей переменного напряжения.

    Однополупериодный выпрямитель из 1 диода, включенного последовательно с нагрузкой. Применяется в балластных блоках питания, маломощных миниатюрных блоках питания, а также в приборах, нетребовательных к коэффициенту пульсаций. К нагрузке поступает только одна полуволна.

    Двухполупериодный со средней точкой – это и есть то, что ошибочно называют мостом из 2 диодов. Здесь каждую полуволну проводит только один диод. Её преимуществом является больший КПД, чем у схемы Гретца, за счет меньшего числа полупроводниковых вентилей. Однако её использование осложнено тем, что нужен трансформатор с отводом от средней точки, что отражено на схеме принципиальной. Её нельзя использовать для выпрямления сетевого напряжения 220В.

    Выпрямитель из сборок Шоттки. Используется в импульсных блоках питания, потому что у диодов Шоттки меньше время обратного восстановления, малая барьерная ёмкость (быстрее переход из открытого состояния в закрытое) и малое прямое падение напряжения (меньше потерь). Чаще всего Шоттки встречаются в сборках, с общим анодом или катодом, как изображено на рисунке ниже.

    Поэтому для сборки схемы моста потребуется несколько сборок. Ниже приведен пример из 3 сборок Шоттки с общим катодом.

    Из 4 сборок с общим катодом. Отличается от предыдущей тем, что выдерживает больший ток, при тех же компонентах потому, что Шоттки в ней соединены параллельно.

    Из 2 сборок Шоттки – одна с общим анодом и одна с общим катодом. Узнать о том, что такое анод и катод, вы можете в нашей отдельной статье.

    Как спаять и подключить

    Изучать и знать схемы не сложно, основные трудности возникают, когда новичок решает спаять диодный мост своими руками. Для пайки выпрямителя из 4 советских экземпляров типа кд202 используйте иллюстрацию приведенную ниже.

    Для сборки диодного моста из современных дискретных диодов типа маломощных 1n4007 (и других – все выглядят аналогично и отличаются только размерами) внимательно посмотрите на следующую иллюстрацию.

    Но если вы не собираете его из отдельных деталей, а используете готовый мост, то смотрите ниже, как правильно подключить его в цепь.

    Также новичкам будет интересно посмотреть видео о том, как сделать простейший блок питания на 12В:

    Область применения и назначение

    Чаще всего диодные мосты используют в блоках питания. В трансформаторных БП они подключаются ко вторичной обмотке трансформатора

    В импульсных БП – ко входу сети 220В. При этом электронная схема управления и силовая цепь ИБП питается от выпрямленного и сглаженного (не всегда) сетевого напряжения (достигает порядка 300-310 Вольт).

    На выводах вторичной обмотки импульсного блока питания высокочастотное переменное напряжение. Для того, чтобы его выпрямить, устанавливают сборки из сдвоенных диодов Шоттки. В связи с этим часто используют схему выпрямления со средней точкой.

    В автомобилях и мотоциклах используются трёхфазные диодные мосты, собранные по схеме Ларионова с тремя дополнительными вентилями, потому что для питания бортовой сети используется трёхфазный генератор. Мост в генераторе выполняется в виде сектора окружности и устанавливается на его задней части.

    Исключение составляют некоторые современные автомобили Toyota и прочих марок, в них используют 6 фазный генератор, для реализации двенадцатипульсной схемы выпрямления из 12 вентилей. Это нужно для снижения пульсации и увеличения выходного тока.

    Способы проверки

    Для проверки диодного моста лучше всего подходит мультиметр в режиме проверки диодов.

    Для этого нужно прозвонить на короткое замыкание входную, затем выходную (диодный мост должен быть выпаян).

    Не выпаивая прямо на плате, вы можете измерить падение напряжения на переходах диодов. Для этого нужно определить цоколевку моста, обычно она указывается прямо на корпусе, что мы и рассматривали выше.

    На экране мультиметра в прямом смещении должно отображаться цифры в пределах 500-800 мВ, а в обратном – выше 1500 и до бесконечности (зависит от конкретного компонента и измерительного прибора). Тоb же самое можно сделать в режиме Омметра, как показано на рисунке ниже.

    Более подробно этот процесс описан в статье «как проверить диодный мост», где кроме методики проверки мы рассказали и о признаках неисправности. Также ознакомьтесь с видео о том, как проверить однофазный выпрямитель и диодный мост автомобильного генератора:

    На этом мы и заканчиваем наше подробное объяснение. Надеемся, теперь вам стало понятно, для чего нужен диодный мост и что он делает в электрической цепи.
    Источник ►

    Выбор и порядок замены диодов генератора иномарки

    Присоединение диода выполняется пайкой, сваркой или с помощью винтового соединения.

    Три диода VD1, VD2, VD5 присоединяются к плюсовому выводу «+» генератора. Диоды VD2, VD4, VD6 соединяются с выводом «минус» или масса.

    Рис. №1. Конструкция генераторов K I, NI фирмы Bosch. а – блок выпрямителя, б – внешний вид диода выпрямительного блока. Где: 1 – положительный теплоотвод; 2 и 8 – выводы «B+» генератора; 3 – вывод «D+» генератора; 4 – вывод «+» для присоединения конденсатора; 5 – запрессованный диод; 6 –теплоотвод минусовой полярности; 7 – вывод «W» генератора; 9 – пружинный вывод «D+».

    Принципиальная схема выпрямителя, пояснения

    Для повышения мощности генератора используют добавочное плечо из диодов VD7, VD8, то есть одинадцатидиодный мост. Добавочные диоды присоединены к общей точке статорной обмотки, намотанной по схеме WYE (звезда) туда, где происходит воздействие фазного напряжения. С помощью этих диодов добавляется мощность генератора, она возрастает на 15 – 20% без конструктивных изменений и вреда для компонентов генератора.


    Рис. №2. Принципиальная схема генератора, где под цифрой 4 на схеме расположены диоды силового выпрямителя, VD7, VD8 – диоды, повышающие мощность генератора. Под цифрой 7 диоды выпрямителя обмотки возбуждения.

    Схема собственного выпрямителя на диодах VD9, VD11. Благодаря этим диодам АКБ при заглушенном двигателе долго держит заряд.

    Разновидности диодов, применяемых в автомобильных генераторах

    1. Полупроводниковый диод с проводимостью в одну сторону на основе p-n-перехода.

    2. Лавинный выпрямительный диод или стабилитрон, характеризуется постоянным минимальным пробивным напряжением.

    3. Диод Шоттки отличается малым падением напряжения 0,7 В при токе 85 А. Принцип работы построен на использовании металл-перехода. В случае короткого превышении величины обратного напряжения сгорает.

    Причины пробоя диодов

    Диодный мост перегорает из-за перегрузки в связи с превышением потребления тока. Происходит это из-за подключения потребителей с нагрузкой, превышающей расчетную величину.

    Примерами выхода диодного моста служат:

    · неправильные действия по «прикуриванию» чужого автомобиля с работающим двигателем на своей машине;

    · перепутанная полярность аккумуляторной батареи во время прикуривания;

    · замыкание между пластинами теплоотводов, присоединенных к «массе» и «плюсом» генератора случайными металлическими предметами или токопроводящими мостиками из пыли и грязи, может произойти возгорание по цепи генератор – аккумулятор. Поэтому пластины теплоотводов частично изолируются.

    · подключение мощной акустики с софт буфером с большой нагрузкой, увеличивающей расчетный ток, на который рассчитан генератор;

    · короткое замыкание в банках неисправного аккумулятора;

    · микротрещины появляющиеся от перепадов температуры под капотом автомобиля, вследствие этого попадания в трещины конденсата или обычной влаги от неосторожной езды;

    · иногда диоды выходят из строя сами по себе.

    Косвенные признаки дефекта диодного моста

    1. специфичное «подвывание» генератора;

    2. скачки напряжения в компьютере автомобиля;

    3. нестабильная работа системы отопления, движения дворников;

    4. повышенный расход топлива из-за повышающейся нагрузки на двигатель.

    Проверка диодов

    Переход в полупроводниковых диодах всегда в открыт, препятствий движению тока при наличии напряжения нет. Исправные диоды не пропускают ток в обратном направлении, то есть наблюдается односторонняя проводимость. К аноду прикладывается щуп с плюсового контакта, на катод – минус. Ток должен протекать. Подали на анод минус, а на катод плюс, ток не должен проходить.

    Неисправный диод – когда проводимость отсутствует полностью или ток протекает в обе стороны. Проверка производится с помощью тестера.

    Поверку диодного моста можно выполнить без демонтажа генератора с автомобиля при помощи подключенного осциллографа. Например, на генераторах фирмы Bosch выпрямленное напряжение характеризуется пульсирующим характером. Идентичность пульсаций свидетельствует о нормальной работе выпрямителя. Нарушение симметрии графика пульсации – отказ одного из диодов. Проверку диодного моста без снятия с автомобиля проводят при откинутых клеммах от аккумулятора.

    Большой ток требует раздельного (параллельного) включения диодов Конструкция генератора высокой мощности подразумевает параллельное присоединение полупроводниковых диодов или выпрямительных блоков. Ток диода равен трети тока, вырабатываемого генератором, поэтому если диод рассчитан на ток 75 А, то и генератор будет тоже 75 А.

    Замена диодов требует определенных навыков, поэтому для правильной замены, для предотвращения ошибочного подключения воспользуйтесь услугами специализированной мастерской. Так, вы сэкономите время и собственные нервы. Не забывайте, что иногда лучше полностью заменить диодный мост, чем ремонтировать.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector