Camgora.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли заменить декстрон 2 на декстрон 3

Можно ли заменить декстрон 2 на декстрон 3.

тоета 1998 г. ае-111

В этой теме 28 ответов

Даже можно сказать нужно!
Т.к. Дикстрон 3 сделан на сентэтической основе по более новой технологии.Их даже смашивать можно,но лучше конечно поменять целиком!

Если на щупе написано D II — то и лить нуна его!

Хабаровчанин прав: «данная жидкость даже лучше рекомендованной, только она наверняка чуть дороже».

Автомобильные автоматические коробки передач — напряженные и сложные механизмы весьма специфичной конструкции. Жидкость в них служит не только смазкой, но и рабочим телом, испытывающим высокие силовые нагрузки наряду с большими перепадами температур (до 170 градусов С). Успешно выполнять такие функции могут лишь специально разработанные продукты, которые для краткости принято обозначать аббревиатурой ATF (Automatic Transmission Fluid). Главное свойство, которым должна обладать жидкость для автоматических коробок передач, — высокая текучесть, особенно необходимая при низких температурах. Поэтому в качестве основы обычно используют маловязкие минеральные масла, соответствующие классу 5W по SAE. А чтобы при нагревании такое масло не превращалось в «водичку», в него вводят синтетический загуститель, действие которого проявляется только в зоне высоких температур. Для придания конечному продукту особых свойств в него включают еще и целевые добавки: модификаторы трения, противоизносные и противозадирные присадки, антиокислители, антипенные агенты, а также вещества, препятствующие набуханию резиновых уплотнений. Весь перечисленный состав ATF можно считать сложившимся и традиционным, однако в последнее время он все меньше удовлетворяет конструкторов. С прогрессом техники требования к физическим свойствам жидкостей непрерывно растут, поэтому логичным выглядит переход от минеральных масел в качестве основы на синтетические. Сегодня есть уже довольно много сортов товарных ATF, приготовляемых на базе «синтетики». Их распространение сдерживается только одним обстоятельством — повышенной стоимостью, хотя в определенной степени она компенсируется более долгим сроком службы.
Несмотря на то, что жидкости для автоматических КП производятся многими фирмами и во многих странах, единой классификационной системы для этой продукции пока не су-ществует. Практически каждая крупная автомобилестроительная фирма, выпускающая автоматические коробки передач, имеет по этому вопросу свои нормативные схемы. Но потребности развивающейся техники едины для всех, поэтому принципиальных отличий между многочисленными квалификационными системами нет. По сути, все они cопоставимы, и отсутствие единого стандарта лишь создает сложности для потребителя, располагающего только одним документом — заводской инструкцией к автомобилю. Однако и в этой ситуации можно усмотреть обобщающие подходы и тенденции, которые сложились исторически. Первопроходцами и главными приверженцами автоматических ко робок передач во все времена были американские автомобилестроите ли при заметном лидерстве корпорации «Дженерал Моторс» (GMC). По ее классификации жидкость, использовавшаяся в 60 70-е годы, имела маркировку «тип А», у «Форда» продукт того же назначения именовался «тип F» (с эксплуатационной точки зрения эти ATF можно считать равноценными).
С начала 80-х «Дженерал Моторс» присвоила используемой жидкости зарегистрирован-ную тор говуюмарку «Дексрон-II» (Dex ron-II), а «Форд» -марку «Мер кон» (Mercon). Соответственно были пересмотрены и ужесточены технические требования к рекомендуемым ATF.
С течением времени «Дексрон-II» неоднократно подвергался модернизации. Вначале появился «Дексрон-IID», а с 1990 года — «Дексрон-IIE», который в 1993 году стал обязательным для всех новых машин GMC с автоматическими коробками. Пару лет назад была закончена разработка новейшего продукта, получившего обозначение «Дексрон-III». Что касается «Форда», то в 1994 году он также пересмотрел свою спецификацию и ввел модифицированные исполнения Большие и престижные американские машины с коробками-автоматами имеют свой круг покупателей и расходятся по всему миру. Соответственно и указания их изготовителей по применяемости технических жидкостей известны всюду. Но производят-то жидкости не автомобилестроительные, а нефтеперерабатывающие компании. А у них своя сеть предприятий, которые в каждой стране на местные автомобильные заводы, хотя, конечно, учитывают и состав автомобильного парка. В итоге сложилась ситуация, когда каждый сорт товарных ATF удовлетворяет спецификациям многих автопроизводителей, что обязательно отмечается на фирменных этикетках. Вот, к примеру, жидкость «Tramsmax S» известно фирмы «Кастрол» (Castrol): она соответствует квалификации нным категориям «Дексрон-IID», «Форд Меркон», «Мерседес-Бенц 236.8», «Катерпиллер ТР2» и еще нескольким. Все это указано на каждой банке, поэтому покупателю, взявшему упаковку в руки, остается только найти (или не найти) в перечне ту маркировку, которая предписана инструкцией к его машине.
Характерно, что обозначение по спецификации «Дженерал Моторс» присутствует на этикетках практически всегда, и это порой служит хорошим ориентиром. Скажем, инструкцией вашего «Мерседеса» предписан продукт с фирменным индексом «236.6» и одновременно допущен «Дексрон-IID», а на предлагаемой вам банке указано обозначение «Мерсе-дес-Бенц 236.8». Жаль, но цифры не сходятся, однако на этикетке фигурирует и маркировка «Дексрон-IIE», а из сказанного выше известно, что по градации «Дженерал Моторс» эта ступень выше. Следовательно, данная жидкость даже лучше рекомендованной, только она наверняка чуть дороже.
Но обратимся к распространенному случаю, когда запасенная или случайно купленная жидкость ниже рангом, чем рекомендуемая. Решение должно быть категоричным — использовать ее нельзя. Однако положение бывает и безвыходным. Как быть? Если машина далеко не новая, с солидным пробегом, то трудно предположить, что скидка «на одну ступеньку» вызовет бедственные последствия. Тем не менее при первой же возможности необходимо приобрести и залить продукт требуемого качества, ну а более серьезное отклонение от предписаний не следует допускать ни при каких обстоятельствах.
Особо следует подчеркнуть, что ATF нельзя заменить никакими другими техническими жидкостями или маслами, будь они высочайшего уровня при своем прямом применении. Именно поэтому жидкости для коробок-автоматов окрашены в красный цвет, который хорошо заметен. Путаница в этом вопросе может обойтись слишком дорого.
В заключение несколько слов об отечественных ATF. Разнообразия тут нет. В свое время была освоена «марка А», приблизительно аналогичная «типу А» по спецификации «Дженерал Моторс». Она не отменена и по сей день. Позже появился также продукт с маркировкой «МГТ», изготавливаемый по ТУ 38.101103-87. У него примерно тот же качественный уровень. В продаже, и особенно на фирменных сервисах, они встречаются редко, а принцип подхода к ним все тот же: соотносить их применение с указаниями завода — изготовителя вашего автомобиля. Прицип подхода к ним все тот же: соотносить их применение с указаниями завода — изготовителя вашего автомобиля.

Т.к. я без боязни использую Дикстрон ZIG(моторное никогда неиспользую) могу сказать что Д2 стоит 510р.4литра,Д3 стоит 570р.4литра.
Раздница небольшая.

На щупе Декстрон 2, в книжке Декстрон 3: так что же залить 2, 3 или 3D?

Форум Хабаровска — 27R.Ru — 27 Регион

Вопрос! Совместимость DEXTRON 2 и 3 .

Вопрос! Совместимость DEXTRON 2 и 3 .

Непрочитанное сообщение ыфв » 01 сен 2006, 16:08

ATF (automatic transmission fluid) — это общее название жидкости для автоматической коробки передач (иногда ее называют маслом, но слово жидкость, как перевод fluid — точнее), а Dexron (пишется без «t») — это торговая марка одного из типов этой жидкости (есть и другие торговые марки). Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Есть светло желтые масла, а есть красных оттенков (от светлого CASTROL до насыщенного красного ELF). Следует сразу сказать, что цвет масла определяется только красителем, который добавляется в него, чтобы можно было отличить масло для АКПП от других масел, используемых в автомобиле. Больше ничего цвет масла не определяет. Кроме того, через небольшой отрезок времени работы любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет.

АКПП имеет электронное управление и исполнительный гидравлический механизм, т.е. за включение той или иной передачи отвечают управляемые электроникой соленоиды и гидравлика, воздействующая на различные муфты и тормозные ленты посредством сервоприводов.

АКПП автомобилей Subaru 90-х годов разрабатывалась в конце 80-х и с тех пор лишь модернизировалась и улучшалась, но принципиальных конструктивных изменений не претерпела вплодь до 2003 года. Поэтому для машин 90-х не следует увлекаться более новыми ATF, а, по возможности, следовать рекомендациям 80-х.

Законодателем мод в области установления стандартов является фирма General Motors (GM) на спецификации которой ориентируются и производители ATF, и производители АКПП. В 80-х годах действующей спецификацией GM была Dexron IID и нетрудно догадаться, что «автомат» для Subaru проектировался с учетом требований именно этой спецификации. Т.е. материалы и конструкция рассчитывались, исходя из предположения, что в качестве рабочей жидкости будет ATF, соответствующая стандарту Dexron IID. Но появляются новые требования к АКПП, разрабатываются новые материалы и технологии производства. Изменяются и стандарты ATF. Появляются Dexron IIE и, действующая на настоящий момент спецификация, Dexron III (принята в 1993). Между Dexron IIE и Dexron IID различия только в вязкости при низких температурах. Т.е. при рабочей температуре АКПП различий практически нет, разве что IIE имеет большую стабильность свойств на протяжении срока эксплуатации, поскольку это полностью синтетическая жидкость, а IID имеет минеральную основу. Однако в начале работы, пока коробка не прогрелась различия очень существенны — вязкость Dexron IID при -40°С 45000 мПа с , а Dexron IIE при той же температуре 20000 мПа с. Т.е. «на холодную» двигателю значительно легче крутить АКПП с Dexron IIE . А вот между Dexron IID(E) и Dexron III различия уже во фрикционных свойствах, что влияет на работу АКПП во всех режимах работы.

По взаимозаменяемости дексроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:
Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.

Dexron III (третий) не заменяет Dexron II (второго), если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.

Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron `ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.

Что же означают все эти невнятные различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике?

Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях жесткой холодной зимы. Он подходит для регионов, где -15 бывает не часто. Т.е. юг европейской части России, Украина и несеверная Европа может вполне бюджетно лить его и не забивать голову муками дальнейшего выбора.

Там где температура иной раз доходит до -30, и — 15 не редкость, придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Тем, кто следил за ходом предыдущих рассуждений уже очевидно, что по идее нужно бы выбирать Dexron IIE — коробка изначально проектировалась под него, на холоде ведет себя не худшим образом, так в чем проблема? Проблема в том, что текущая спецификация это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID.

Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут ещё им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM (помните ещё такую), допускает замену для СВОЕГО оборудования Dexron II на Dexron III. Всё, можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. А может так и надо? Тут каждый решает для себя сам.

Приведу только возможные практические последствия замены Dexron II на Dexron III, в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF:
Увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III.

Рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом по мере нарастания давления жидкости — бац и сцепились.

Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок Subaru. По моим представлениям для исправной коробки различия эти не смертельны, т.е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимым.
По поводу смешения ATF на различных основах.

Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т.е. минералка IID с синтетикой IIE. Dexron III смешивается с Dexron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.

И, наконец, наличие и цена

В Москве из продуктов, соответствующих спецификации Dexron IIE, присутствуют, по крайней мере, 2 продукта — MOBIL SHC (12-13$ за литр) и AGIP ATF IIE (11$). Как видите, цены в 2-3 раза выше, чем на распространенные Dexron IID или Dexron III.

Dexron 2 или 3

Законодателем в области установления стандартов является фирма General Motors (GM) на спецификации которой ориентируются и производители ATF, и производители АКПП. В 80-х годах действующей спецификацией GM была Dextron IID и нетрудно догадаться, что «автомат» для авто тех годов проектировался с учетом требований именно этой спецификации. Т.е. материалы и конструкция рассчитывались, исходя из предположения, что в качестве рабочей жидкости будет ATF, соответствующая стандарту Dextron IID. Но появляются новые требования к АКПП, разрабатываются новые материалы и технологии производства. Изменяются и стандарты ATF. Появляются Dextron IIE и, действующая на настоящий момент спецификация, Dextron III (принята в 1993).
Между Dextron IIE и Dextron IID различия только в вязкости при низких температурах. Т.е. при рабочей температуре АКПП различий практически нет, разве что
IIE имеет большую стабильность свойств на протяжении срока эксплуатации, поскольку это полностью синтетическая жидкость,
а IID имеет минеральную основу.
Однако в начале работы, пока коробка не прогрелась различия очень существенны — вязкость Dextron IID при -40°С 45000 мПа с ,
а Dextron IIE при той же температуре 20000 мПа с. Т.е. «на холодную» двигателю значительно легче крутить АКПП с Dextron IIE .
А вот между Dextron IID(E) и Dextron III различия уже во фрикционных свойствах, что влияет на работу АКПП во всех режимах работы.

По взаимозаменяемости декстроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:

— Dextron III заменяет Dextron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.

— Dextron III не заменяет Dextron II , если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.

— Dextron IIE заменяет Dextron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dextron ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.

Практика.
Что же означают все эти невнятные различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике? А вот что. Dextron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях жесткой холодной зимы. Он подходит для регионов, где -15 бывает не часто. Т.е. юг европейской части России, Украина и несеверная Европа может вполне бюджетно лить его и не забивать голову муками дальнейшего выбора.
Там где температура иной раз доходит до -30, и — 15 не редкость, придется выбирать между Dextron IIE и Dextron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Тем, кто следил за ходом предыдущих рассуждений уже очевидно, что по идее нужно бы выбирать Dextron IIE — коробка изначально проектировалась под него, на холоде ведет себя не худшим образом, так в чем проблема? Проблема в том, что текущая спецификация это Dextron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dextron III. А для старых машин продолжают выпускать Dextron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dextron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), >> а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dextron IID и тех, кому нужен Dextron III. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут ещё им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM (помните ещё такую), допускает замену для СВОЕГО оборудования Dextron II на Dextron III.
Всё, можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dextron III вместо «родного» Dextron II. А может так и надо? Тут каждый решает для себя сам.
Приведу только возможные практические последствия замены Dextron II на Dextron III, в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF.

— увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dextron III
— рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dextron III, а потом по мере нарастания давления жидкости — бац и сцепились.
Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок авто тех годов . По моим представлениям, для исправной коробки различия эти не смертельны, т.е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимыми.

Читать еще:  Крепление подкрылков без саморезов

По поводу смешения ATF на различных основах.
Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т.е. минералка IID с синтетикой IIE. Dextron III смешивается с Dextron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.
—————————————————————————————
>
—————————————————————————————

МАСЛО ТРАНСМИССИОННОЕ SHELL DONAX TX ATF DIII
Производитель: Shell
Жидкость элитного качества на основе синтетического базового масла (Shell XHVI).
Обеспечивает длительные интервалы замены в самых тяжелых условиях. Donax TX — жидкость элитного качества для автоматических трансмиссий полностью допущенная General Motors, как отвечающая требованиям спецификаций DEXRON IIE и DEXRON III.
Применение
Автоматические автомобильные трансмиссии, Автомобильные гидравлические системы, Системы гидроусиления рулевого управления, Некоторые механические трансмиссии
Допуски и рекомендации
General Motors Dexron II E и III, Ford New Mercon, GM Allison C-4, ZF-TEML 09-14B, Voith G607 и G1363

МАСЛО ТРАНСМИССИОННОЕ ATF SHC DEXTRON II E
Mobil ATF SHC — жидкость для автоматических трансмиссий автомобилей, а также силовых трансмиссий и гидросистем различных машин и механизмов.
Mobil ATF SHC производится на основе синтезированого базового масла с применением специального пакета присадок и полностью совместимо с минеральными маслами ATF.
Преимущества
· Стабильность характеристик даже при длительном воздействии повышенных рабочих температур и/или увеличенных сроках службы
· Отличная текучесть при низких температурах
· Оптимальные фрикционные свойства для бесшумной работы и плавного переключения передач даже при длительной работе в тяжелых условиях
· Совместимость с материалами сальников и уплотнений, применяемых при производстве агрегатов трансмиссии
Применение
Синтетическая основа придает Mobil ATF SHC высокие термоокислительную стабильность и индекс вязкости, что обеспечивает наиболее оптимальные вязкостно-темературные характеристики и высчайшие эксплуатационные характеристики в широком диапазоне рабочих температур, а благодаря очень низкой температуре застывания это масло имеет отличную прокачиваемость при отрицательных температурах.
Спецификации
· GM Dexron IIE (E-25300)
· Ford Mercon (M-921202)
· Allison C-4 (C4-18231693)
· MB 236.8
· MAN 339 D
· ZF TE-ML-09, -14
· Voith G1363 (Extended drain approval)
· Renk Doromat

Лучшие масла ATF Dexron 3 для гидроусилителя руля и АКПП

Принцип работы АКПП и гидроусилителя руля основан на работе жидкостей, таких как ATF Dexron 3. С подобным названием продаются смазки разных производителей. Масла различаются по составу, характеристикам и эксплуатационным качествам. Ознакомление со спецификацией Декстрон поможет сориентироваться во многообразии и выбрать лучший продукт.

  1. Что такое Dexron
  2. Область применения
  3. Условия эксплуатации трансмиссионных жидкостей Декстрон
  4. Формы выпуска и артикулы
  5. Спецификации
  6. Можно ли смешивать разные по составу трансмиссионные жидкости
  7. Лучшие жидкости ATF Dexron
  8. Заключение

Что такое Dexron

С развитием автомобилестроения в середине 20 века стали появляться стандарты на масло АКПП. Жидкость получила название Automatic Transmission Fluid — ATF. Стандарт описывал требования к составу флюида, исходя из конструктивных особенностей коробки передач.

Концерн General Motors (GM) преуспел в разработках больше других. Первая жидкость, пригодная для всех АКПП — Type A fluid, появилась в 1949 году. Через 8 лет спецификация обновилась под названием Type A Suffix A.

В 1967 году для GM разработал технический стандарт ATF Dexron type B. Жидкость АКПП состояла из стабильной, гидроочищенной основы, получила присадки антипены, высокой термостойкости, антиокисления. Гарантия проходимости между заменами составляла 24 000 мили. Масло окрасили красным, чтобы было легче обнаружить утечку.

В качестве фрикционных присадок для первых флюидов использовалось спермацетовое вещество кашалота. В 1973 году в Dexron type II C его заменили маслом жожоба, но детали АКПП быстро ржавели. После обнаружения проблемы в следующее поколение, Декстрон II D, добавили коррозионные ингибиторы, но жижа АКПП быстро старела из-за высокой гигроскопичности.

К 1990 г. АКПП стала управляться электроникой, что потребовало пересмотра спецификаций. Так появился Декстрон II E. Помимо добавления новых присадок основа сменилась с минеральной на синтетическую:

  • улучшилась вязкость;
  • расширился диапазон рабочих температур;
  • повысилась устойчивость к разрыву масляной плёнки;
  • увеличилась долговечность жидкости.

В 1993 году вышел стандарт Декстрон IIIF. Масло этого типа отличалось высокой вязкостью и фрикционными свойствами.

ATF Dexron IIIG появилась в 1998 году. Новые требования к маслу решили проблемы с вибрациями гидротрансформатора АКПП. АТФ стала использоваться в ГУР, гидравлических системах и воздушных компрессорах, где нужна низкотемпературная текучесть.

В 2003 году с выпуском АТФ Декстрон IIIH обновился пакет присадок: модификатор трения, антикоррозия, антипена. Масло стало долговечнее. Жидкость подошла для АКПП с регулируемой муфтой блокировки гидротрансформатора и без неё.

Все лицензии на Декстрон IIIH истекли в 2011 году, но компании под этим стандартом продолжают выпускать свои продукты.

Область применения

Изначально АТФ Декстрон разрабатывалась для автоматической трансмиссии. Масло в АКПП выполняет разные функции: передаёт крутящий момент, создаёт давление на фрикционы и гарантирует правильное трение, смазывает детали, защищает от коррозии, отводит тепло. Выбирая АТФ, нужно проверять продукт на наличие спецификации Декстрон.

В спецификациях Декстрон указан оптимальный индекс вязкости для каждого типа АТФ. Масла высокой вязкости увеличивают проскальзывание фрикционных дисков, повышают износ трущихся деталей АКПП. При низкой вязкости защитная плёнка на подшипниках и зубчатых передачах тонкая, быстро рвётся. Появляются задиры. Деформируются уплотнители. Жидкость АКПП протекает.

Рабочая вязкость ATF Dexron III H находится в пределах 7 — 7,5 сСт при 100℃. Показатель гарантирует, что масло Декстрон 3 в АКПП прослужит долго без замены, сохраняя рабочие свойства.

ATF Dexron III H применяется в 4 и 5-ступенчатых АКПП, выпущенных до 2006 года. Коробки устанавливаются в легковые, коммерческие автомобили, автобусы.

С расширением функциональности трансмиссионной жидкости увеличилась и сфера применения:

  • гидравлические системы: ГУР, гидростатическая трансмиссия, гидропривод, гидропневмоподвеска, гидротормозная система;
  • коробки передач строительной, сельскохозяйственной и горнодобывающей техники;
  • промышленное оборудование.

Требования к маслу ГУР схожи с требованиями АКПП, поэтому Opel, Toyota, Kia, Geely допускают использование ATF Dexron в гидроусилителе. BMW, VAG, Renault, Ford рекомендуют лить специальную жидкость для ГУР — PSF, CHF.

Применение АТФ Декстрон разделяется по климатическим зонам:

  • для регионов с температурой зимой до -15℃ подходит Декстрон II D;
  • с температурой до -30℃ — Декстрон II E;
  • с температурой до -40℃ — Декстрон III H.

Условия эксплуатации трансмиссионных жидкостей Декстрон

Срок службы ATF Dexron зависит не только от пробега, но и условий эксплуатации машины:

  • при агрессивной езде, частых пробуксовках, езде по разбитым дорогам ATF Dexron II и III быстро изнашиваются;
  • трогание без разогрева масла в АКПП зимой приводит к быстрому старению Dexron 2 и 3;
  • из-за недолива жидкости в коробке падает давление, рабочие свойства масла АКПП снижаются;
  • перелив АТФ вызывает вспенивание эмульсии. Излишки выплёскиваются, и в АКПП возникает недолив жидкости;
  • постоянный перегрев масла свыше 90℃ ведёт к потере рабочих характеристик.

Производители подбирают АТФ по вязкости, допуску на нагрузки, фрикционным свойствам и т.д. для надёжной работы гидроузла. Маркировка по рекомендуемому типу масла, например ATF Dexron II G или ATF Dexron III H, указана на конструкции:

  • на масляных щупах АКПП;
  • на табличке под крышкой капота;
  • на этикетке бачков ГУР.

Рекомендаций изготовителя нужно придерживаться. Вот что будет, если игнорировать инструкции:

  1. Передачи в АКПП будут переключаться с запаздыванием. Во вновь залитой жидкости параметры по фрикционному трению могут быть занижены или завышены. Диски будут проскальзывать с другой скоростью. Отсюда повышенный расход ATF Dexron и износ фрикционов
  2. Потеря плавности переключения скоростей в АКПП. Изменение пропорции и состава присадок приводит к неправильной работе маслонасоса. Давление в механизмы АКПП будет поступать с запаздыванием.
  3. Заливка синтетической АТФ Декстрон в ГУР вместо рекомендованной минеральной приведет к износу резиновых уплотнителей. В ГУР с синтетическим маслом состав резины отличается наличием силикона и других добавок.

Формы выпуска и артикулы

АТФ на синтетической основе изготавливают из нефтяных фракций, обработанных гидрокрекингом. В составе также присутствуют полиэфиры, спирты, присадки, гарантирующие стабильность при рабочих температурах, плотную масляную пленку и долгую службу.

Полусинтетические жидкости содержат смесь из синтетических и минеральных масел. Отличаются хорошей текучестью, анти вспениванием и теплоотводом.

Минеральные масла на 90% состоят из нефтяных фракций, 10% — присадки. Эти жидкости недорогие, но и срок службы короткий.

Наиболее распространенные Декстроны с формами выпуска и артикулами:

  1. Motul ATF Dexron 3:
  • 1 л, арт. 105776;
  • 2 л, арт. 100318;
  • 5 л, арт. 106468;
  • 20 л, арт.103993;
  • 60 л, арт. 100320;
  • 208 л, арт. 100322.
  1. Mobil ATF 320, полусинтетическое:
  • 1 л, арт. 152646;
  • 20 л, арт.146409;
  • 208 л, арт. 146408.
  1. ZIC ATF 3, синтетическое:
  • 1 л, арт. 132632.
  1. Liqui Moly ATF Dexron II D, минеральное:
  • 20 л, арт. 4424;
  • 205 л, арт. 4430.
  1. Febi ATF Dexron II D, синтетическое:
  • 1 л, арт. 08971.

Декстрон по составу может быть любого из трёх типов. Объёмы до 5 л выпускаются в пластиковых канистрах или бутылках. 200 л поставляются в металлических бочках.

Спецификации

Характеристики масел разных спецификаций отличаются в сторону ужесточения. Так, вязкость при температуре -20℃ в АТФ Декстрон II не должна превышать 2000 мПа×с, а в масле Декстрон III — 1500 мПа×с. Температура вспышки АТФ Декстрон II — 190℃, в то время как в Декстрон III порог 179℃.

Производители жидкостей для АКПП создают продукт не только по спецификациям Декстрона, но и по другим стандартам и допускам:

  1. Корейский ZIC ATF 3 (артикул 132632) произведён на масле собственного производства с добавлением пакета присадок спецификаций: Декстрон III, Mercon, Allison C-4.
  2. ENEOS ATF Dexron II (артикул OIL1304) допущен стандартами Декстрон II, GM 613714, Allison C-4, Ford M2C 138-CJ/166H.
  3. Ravenol ATF Dexron D II (артикул 1213102-001) соответствует требованиям ATF Dexron II D, Allison С-3/C-4, Caterpillar TO-2, Ford M2C 138-CJ/166H, MAN 339, Mercon, ZF TE-ML и т.д.

Разнообразие спецификаций указывает на использование масла в разной технике. При этом параметры стандартов могут быть противоречивыми. Так, в Ford M2C-33G коэффициент трения должен расти при снижении скорости скольжения, чтобы быстрее включить передачу. GM Декстрон III в этом случае борется за снижение трения и плавность перехода.

Декстрон 3: характеристики, область применения, совместимость

Отличие Dexron 2E (IIE) от 2D (IID)

Большинство мировых производителей масел ATF и АКПП ориентируются на спецификацию качества жидкости General Motors. С восьмидесятых годов действующим эталоном GM был Декстрон IID, который в после был обновлен на Dexron IIE. И уже в 1993 году на рынок вышла стандартизация Декстрон № 3.

Отличие Dexron IIE от Dexron IID незначительны. Однако новое поколения стандартов Декстрон номер 3 существенно отличается от предшественников. Фракционные характеристики смеси третьего поколения значительно улучшились, проявление которых оказывает воздействие на все режимы работы АКПП.

Все поколения спецификаций Декстрона считаются взаимозаменяемыми. Однако возможно обновлять трансмиссионное масло только на новое поколение, обратные действия ухудшат роботу присадок, которые добавляются в смеси Dexron 3.

Не стоит производить замену Dexron 2 на Dexron 3 в случаях, если производителем соответствующей трансмиссии не заявлено повышения эффективности при переходе на новые стандарты.

Интересное видео

Какую жидкость залить в ГУР Dexron III ATF Multi HF? Этот вопрос волнует многих начинающих, а так же довольно опытных водителей! Все дело в том, что как таковых специализированных жидкостей для ГУР очень сложно найти на рынке автомобильных товаров, поэтому по советам с форумов или знакомых в бачок для жидкости гидроусилителя руля льют:

  • Dexron (II — VI), то же что и жидкость АТФ, только другой набор присадок;
  • PSF (I — IV);
  • обычную ATF, как и в автоматическую коробку передач;
  • Multi HF.


В рамках данной статьи я дам вам рейтинг лучших жидкостей для ГУР 2021 – 2021 по мнению водителей и вы сами сможете подобрать для себя самый качественный продукт по самой оптимальной цене.

Популярные марки спецификации

Mannol Dexron 3

Mannol Dexron 3 автомат считается многоцелевым маслом для автоматических коробок передач. Эта смесь Манол применяется также в рулевых гидроусилителях, сцеплениях на гидравлической основе, механизмах верчения.

Также как и все, без исключения, масла Декстрон имеет красноватый тон. Производитель основательно потрудился над сочетанием присадок и синтетических составляющих, компоненты которых способствуют улучшению фракционных характеристик в момент переключения передач.

Масло от производителя с Германии обладает высокими низкотемпературными характеристиками, отличными антиокислительными показателями, стабильностью химического состава на протяжении всего периода эксплуатации. Не желательно использовать в качестве смазки элементов с меди, ко всем остальным сплавам и материалам жидкость абсолютно нейтральна.

Продукция обладает допусками всеми возможными допусками:

  • ZF-TE-ML 09/11/14, ALLISON C4/TES 389, GM DEXR. III H/G/F, FORD M2C138-CJ/M2C166-H и другие.

Castrol DEXRON

Castrol DEXRON – смесь для АКПП, маловязкая и рассчитана на применения в современных коробках передач. Зарекомендовала себя как смесь с наибольшей экономией топлива.

Производство Кастрол налажено в германии. Масло состоит из качественных базовых смесей с оптимальным набором присадок. Располагает положительными отзывами от руководства GM и Ford, превышает требования японской спецификации JASA 1A. В случаях, когда отсутствует возможность приобрести Декстрон ATF для японца, то смело можно применять масло от Castrol — Dexron 6.

Отвечает стандартам всем основным стандартам:

  • Honda/Acura, Hyundai/Kia SP, Nissan Matic, Suzuki AT Oil, Mitsubishi SP, Mazda ATF, Toyota и Subaru.

Масло Mobil 3 ATF

Масло Mobil ATF 320 Premium обладает минеральной структурой. Применяется в ГУР и АКПП стандартом допуска GM Dexron 3.

Мобил абсолютно соответствует всем видам трансмиссионных уплотнений в механизмах АКПП. Сопоставим со всеми жидкостями красных тонов спецификации Dexron III. Состав не рекомендуется использовать на северных континентах, где температура опускается до -30 градусов. Масло Mobil со спецификацией Декстрона №3 также возможно применять в механизмах гидроусилителя руля.

Отвечает стандартам Ford Mercon, ATF Dex. III, ZF TE-ML и Dex. 3

Motul Multi ATF

Motul Multi ATF – синтетическая жидкость на все 100%. Универсальное масло, которое рассчитано на АКПП производства с 2000 годов.

Также имеется возможность применять в трансмиссиях с гидростатикой, рулевому гидроусилителю, и в иных механизмах (в т.ч. и АТФ) поддерживающих стандартны Mercon и Dexron. Motul занимает лидирующие позиции по химическом составу и вязкости, температурным показателям, функциям устойчивости, соответствует всем требованиям от GM.

Не рекомендован для использование в АКПП гидроусиления, так как создавалась жидкость именно для автоматических трансмиссий. Имеет много допусков и позитивных отзывов.

Зарекомендовало себя как надежное трансмиссионное масло. Единственный недостаток смеси премиум класса Motul Multi его цена.

Отвечает стандартам основным стандартам MAZDA, CHRYSLER, JAGUAR, RENAULT Elfmatic, Renaultmatic D2 D3, Acura/HONDA, Lexus/TOYOTA ATF, Audi, GM DEXRON 2 и 3, FORD, BMW и MITSUBISHI.

Описание жидкости

Конструкция усилителя руля состоит из нескольких механизмов, которые видны на схеме.


Схема ГУРа для авто

Весь механизм омывает специальная гидрожидкость (PSF).

Она имеет следующие функции:

  • передает давление от насоса к поршню;
  • оказывает смазывающий эффект;
  • обладает антикоррозийными свойствами;
  • охлаждает узлы и механизмы агрегата.

Благодаря маслу для ГУРа, которое циркулирует в замкнутом контуре, созданное давление передается от насоса к другим узлам агрегата. Когда создается высокое давление в насосе, PSF поступает в зону с низким давлением, где расположены поршни СГЦ. Цилиндр соединен с рейкой рулевого колеса с помощью золотника. В зависимости положения рулевого колеса золотник направляет масло, облегчая поворот руля.

Важной функцией PSF является отвод излишнего тепла от механизмов. Кроме того, исполняя роль смазки, уменьшает трение между движущимися узлами. Антикоррозийные присадки в составе не дают образовываться ржавчине внутри механизма.

Состав

PSF делятся на три типа:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

Минеральные содержат 97% нафтенов и парафинов, остальное — присадки, придающие определенные свойства. Полусинтетика содержит как минеральные, так и синтетические компоненты. Они имеют более продолжительный срок службы и лучшие эксплуатационные характеристики. Синтетические PSF содержат полиэфиры, нефтяные фракции, которые очищены с помощью гидрокрекинга, а также многоатомные спирты. Кроме того, в их присутствуют присадки, улучшающие его свойства.

В состав PSF входят следующие присадки:

  • для уменьшения трения между деталями;
  • против коррозионных процессов;
  • стабилизирующие вязкость;
  • стабилизирующие кислотность;
  • придающие цвет;
  • препятствующие пенообразованию;
  • для защиты деталей из резины.

При выборе масла в ГУР следует обращать внимание на состав и технические характеристики (автор видео — Владислав Чиков).

Плюсы и минусы

Каждый вид рабочей жидкости имеет свои достоинства и недостатки:


Декстрон красного цвета

Взаимозаменяемость и смешиваемость

Производителя ввели квалификацию жидкости в ГУР по цвету путем добавления в их состав красящих пигментов: красные, желтые и зеленые. Красные масла в ГУР разрабатываются согласно стандартам концерна General Motors, их называют Декстронами.

Техусловия эксплуатации Dexron 3

Исторически сложилось, что на допуски смесей от компаний производителей ориентироваться не стоит. Все авторитетные автолюбители рекомендуют обращать внимание на спецификации от концерна GM и стандарты от производителей АКПП.

Главным предусловиям, на которое можно ориентироваться – это обозначения «трансмиссионки» на щупе АКПП. Если же о то и заливать предпочтительно его. В противном случае последствия могут быть печальными.

Наш совет: Исполняйте рекомендации производителей АКПП вашей машины, руководствуйтесь стандартами от General Motors, заливайте допустимую трансмиссионную смесь, своевременно производите ее замену. И ваша трансмиссия будет служить вам долго и стабильно.

Читать еще:  Как поставить механический датчик давления масла

Таблица цветов и технических характеристик жидкостей для гидроусилителя руля

Для того, чтобы понимать лучше чем отличаются между собой жидкости ГУР предлагаю вам вот такую таблицу:

Цвет жидкости ГУРОсобенности
КрасныйСемейство Dexron-ов (минеральные и синтетические масла красного цвета смешивать нельзя!). Dexron-ны бывают нескольких видов, но все они относятся к классу ATF, т.е. классу масел для автоматических коробок передач (и иногда ГУР)
ЖелтыйСемейство масел для ГУР желтого цвета чаще всего применяется в Мерседесах.
ЗеленыйМасла зеленого цвета для ГУР (минеральные и синтетические масла зеленого цвета смешивать нельзя!) любит концерн VAG, а так же Пежо, Ситроен и некоторые другие. В автоматические коробки передач не подходят.

Рейтинг жидкостей для ГУР 2018 – 2021 года в таблицах

Масла для АКПП (ATF) при заливе в ГУР имеют те же функции что и у жидкостей для ГУР, функция увеличения трения покоя фрикционов (зависит от материала фрикционов) функция уменьшения износа фрикционов.

Рейтинг жидкостей ATF для ГУРа 2021 – 2019

1Formula Shell Multi-Vehicle ATFот 360 р.
2Motul Multi ATFот 800 р.
3ZIC ATF IIIот 400 р.
4Mobil ATF 320 Premiumот 400 р.
5Liqui Moly Top Tec ATF 1100от 350 р.

Лучшие жидкости для ГУР (PSF)

Если вы намерены залить в гидроусилитель руля жидкости PSF , то вам необходимо будет учитывать следующие: жидкость выступает рабочим телом, передающим давление от насоса на поршень, смазывающая функция, антикоррозионная функция, перенос тепла для охлаждения системы.

МестоНаименование/ Цена
1RAVENOL Hydraulik PSF Fluidот 1100 р.
2Pentosin CHF 11Sот 800 р.
3Motul Multi HFот 600 р.
4Comma PSF MVCHFот 500 р.
5LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oilот 1000 р

Лучшие жидкости для ГУР Dextron

Семейство Dexron-ов (Декстронов) изначально разработано для использования в качестве гидравлических масел в автоматических коробках передач (АКПП). Поэтому иногда эти масла называют трансмиссионными, что вносит неразбериху, так как под трансмиссионными маслами раньше понимались густые масла марок GL-5, GL-4, ТАД-17, ТАП-15 для коробок передач и задних мостов с гипоидными передачами. Гидравлические масла гораздо более жидкие, чем трансмиссионные. Лучше называть их АТФ-ками. ATF расшифровывается как Automatic Transmission Fluid (дословно – Жидкость для автоматических трансмиссий – т.е. автоматических коробок передач)

Жидкость трансмиссионная Mannol DEXRON III D ATF PLUS 4L (1356)

Технические характеристики

НаименованиеЗначениеЕдиница измеренияМетоды испытаний
Внешний видпрозрачноевизуально
Цветкрасныйвизуально
Вязкость кинематическая при 40°С29.5мм²/сASTM D445
Вязкость кинематическая при 100°С5.83мм²/сASTM D445
Температура вспышки в открытом тигле220°СASTM D92
Температура застывания-40°СASTM D97
Плотность при 15°С865кг/м³ASTM D1298
Индекс вязкости145ASTM D2270

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.

Преимущества и недостатки

Масло декстрон 6 GM имеет следующие преимущества:

  • высокая термостабильность, широкий температурный диапазон;
  • окислительная устойчивость, длительный интервал замены;
  • противозадирные свойства;
  • пониженная сульфатная зольность;
  • минимальный риск образования отложений;
  • совместимость с любыми металлами и материалами уплотнителей.

Объективных недостатков в работе этой жидкости не обнаружено.

Популярные марки спецификации

Mannol Dexron 3

Mannol Dexron 3 автомат считается многоцелевым маслом для автоматических коробок передач. Эта смесь Манол применяется также в рулевых гидроусилителях, сцеплениях на гидравлической основе, механизмах верчения.

Также как и все, без исключения, масла Декстрон имеет красноватый тон. Производитель основательно потрудился над сочетанием присадок и синтетических составляющих, компоненты которых способствуют улучшению фракционных характеристик в момент переключения передач.

Как отличить подделку

Популярность производителя привлекает мошенников, производится много фальсификата этого масла для трансмиссий. Поэтому нужно знать, как отличить подделку:

  1. Оригинальная канистра отмечена фирменной голограммой и уникальным кодом продукта.
  2. Пластик подлинника качественный, плотный и гибкий, ровный – без швов и шероховатостей, однородно окрашенный.
  3. Текст на этикетке напечатан четко и ровно, перевод на русский язык выполнен корректно; обязательно указание допусков, спецификаций, технических характеристик и данных изготовителя.

Чтобы не столкнуться с подделкой, следует приобретать смазку только у официальных распространителей.

Что такое «Dexron»

В конце 1967 года концерн General Motors выпустил собственную разработку для обслуживания АКПП, названную «Dexron-В». Впоследствии наименование продукта преобразовалось в спецификацию, став общепринятым во всём мире стандартом. Вместе с развитием технологий и конструктивными изменениями АКПП, совершенствовался и состав масла «Dexron», а к названию с каждой новой формулой изготовления прибавлялись римские цифры. Общепризнанные характеристики подходили не только к машинам компании General Motors, а маркировка «Dexron» стала применима и к продуктам других изготовителей технических жидкостей. Сегодня это обозначение знает каждый автомобилист.

Масло «Dexron III» семейства Декстронов явило собой новый виток эволюции в производстве жидкостей для АКПП. Обладая улучшенными характеристиками, ATF продемонстрировала повышенную устойчивость к окислению и низкую вязкость. Компания General Motors сняла с производства «Dexron III» и перешла на жидкость «Dexron VI» для своих автомобилей с 2006 года. Несмотря на это, многие производители продолжают выпускать третий «Декстрон», пользующийся и сегодня немалой популярностью. «Dexron VI» разрабатывался специально для шестиступенчатой коробки «Hydra-Matic 6L80», но успешно применяется и для других КПП, произведённых ранее.

Отзывы

Платон, 35 лет Покупаю масло GM декстрон 6 в АКПП Шевроле Круз. Цена не маленькая, но оно того стоит. Хорошо справляется со своими обязанностями, при этом не густеет, сохраняет все свойства очень долго.

Алексей, 54 года Отличный выбор в коробку автомат. Декстрон 6 лучшее масло на сегодняшний день, по моему мнению. Никаких недостатков за годы использования не выявил.

Дмитрий, 28 лет Дорогая жидкость, но качественная. АКПП работает плавно и стабильно, практически бесшумно и очень мягко.

Евгений, 34 года Соответствует всем заявлениям производителя. Недостатков не обнаружил.

Декстрон — Отличие жидкости для гур ATF Dexron 2 и 3? — 22 ответа

Декстрон

В разделе Сервис, Обслуживание, Тюнинг на вопрос Отличие жидкости для гур ATF Dexron 2 и 3? заданный автором Евгений Давиденко лучший ответ это Декстрон 3, это просто дальнейшее развитие Декстрона 2.В автоматическую коробку передач идёт масло DEXRON-II. На автомобилях древних 95г и старше использовался DEXRON-II D, он на минеральной основе, на более свежих используется DEXRON-II Е или DEXRON-III. В тойотах на масляном щупе можно прочитать, что льется в коробку. В любом случае не стоит смешивать жидкости на минеральной и синтетической основе.В Японских автомобилях достаточно знать кокой именно декстон подходит вашему автомату и его можно смело лить, но некоторые владельцы старых авто сталкиваются с трудностями при поиске DEXTRON2D2E .В авто на щупе которого написано DEXTRON2D можно лить ТОЛЬКО DEXTRON2D,в то время как на автоматах использующих DEXTRON2E его можно заменить на DEXTRON3(но не обратно, если для АКПП требуется D3 его нельзя заменить D2E).Все отрицательные мнения по поводу такой замены связаны с тем что Dextron3 имеет большую текучесть чем его предшественник, это благотворно сказывается на свойства АКПП в холодный период, но из-за того что на некоторых старых АКПП прокладки не рассчитаны на такой уровень вязкости масла для АКПП то они дают небольшую течь, это не является само по себе проблемой, если конечно не дать вытечь маслу ниже минимального уровня, в любом случае рекомендуется или поменять прокладки, или периодически подливать немного D3.Желтый цвет ATF свидетельствует о том что в АКПП залита жидкость на синтетической основе, а красный говорит о минеральном составе жидкости.Помните: Вы можете заменить Dextron 2на Dextron3, но не наоборот! АКПП это не та часть машины которая это терпит!Между прочим тоже самое относится и к гидроусилителям на старых авто, тем тоже свойственно давать небольшую течь при использовании Dextron3 вместо Dextron2E .

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Отличие жидкости для гур ATF Dexron 2 и 3?

Ответ от Владимир Иванов[гуру]По всей видимости цыфра обозначает вязкость.

Ответ от Вася[гуру]2-3 это просто дальнейшее продолжение декстрона, естественно с улучшеными свойствами, атф немецкий производитель, декстрон ипонческий, но лабуда одна. и в акпп и гур льется одна лабуда))

Ответ от Влад[новичек]У меня жижа гура уже похожа на воду из грязной лужи, думаю семенить. В сервисной книжке написано что рабочая жидкость ГУР BO401004 DEXTON II. Можно ли (лучше ли) залить туда DEXTON III ?

Ответ от S.Mart[новичек]спросили про ГУР, а лучший ответ почему-то про АКПП….

Ответ от Ёергей СЕРГЕЙ[новичек]а еще 3 декс лучше на угар и не перегреется в сравнении с D-IIу меня на прадо 99 года на щупе D-II (кстати у брата на лексусе 98 года уже т-4 !) — делал частичную замену третим дестроном, все ок

Ответ от Ўля Христова[новичек]На самом деле по свойствам 2 от 3 почти ничем не отличается. Но для наших зим лучше использовать 3. Он чуть меньше дубеет на морозе.

Ответ от Закуп Закупович[новичек]Дексрон 6 у меня в акпп. И дексрон2 в гуре

Ответ от Ётанислав Поволоцкий[новичек]Декстрон IID – в странах, где температура воздуха зимой не опускается ниже -15 градусов ЦельсияДекстрон IIЕ – в странах, где температура воздуха зимой не опускается ниже -30 градусов ЦельсияДекстрон III – в странах, где зимой температура не опускается ниже -40 градусов Цельсия.Что же означают все эти невнятные различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике? А вот что. Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях жесткой холодной зимы. Он подходит для регионов, где -15 бывает не часто. Т. е. юг европейской части России, Украина и несеверная Европа может вполне бюджетно лить его и не забивать голову муками дальнейшего выбора.Там где температура иной раз доходит до -30, и — 15 не редкость, придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Тем, кто следил за ходом предыдущих рассуждений уже очевидно, что по идее нужно бы выбирать Dexron IIE — коробка изначально проектировалась под него, на холоде ведет себя не худшим образом, так в чем проблема? Проблема в том, что текущая спецификация это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут ещё им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM (помните ещё такую), допускает замену для СВОЕГО оборудования Dexron II на Dexron III. Всё, можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. А может так и надо? Тут каждый решает для себя сам. Приведу только возможные практические последствия замены Dexron II на Dexron III, в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF.— увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III— рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом по мере нарастания давления жидкости — бац и сцепились.Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок Subaru. По моим представлениям для исправной коробки различия эти не смертельны, т. е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимым.По поводу смешения ATF на различных основах. Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т. е. минералка IID с синтетикой IIE. Dexron III смешивается с Dexron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.

Масло для ГУР и АКПП Toyota Dexron III

Крупнейший бренд сегодня – 8.9% доля мирового рынка — в далёком 1933 году был компанией, производящей автоматизированные ткацкие станки. В этом же году было принято решение начать производство автомобилей: в 1935 году свет увидел легковой автомобиль АА (Model A1) и грузовая машина Model G1. Спустя всего лишь несколько лет бренд Toyota стал узнаваем во всём мире.

Описание продукта

Трансмиссионное синтетическое масло Toyota Dexron 3 используется для гидроусилителя руля, автоматической коробки, силовых коробок сельскохозяйственной, строительной техники, промышленного оборудования. Климатическая зона использования – до -40° С.

Основное применение – защита от задиров, очищения поверхностей, а также частичное охлаждение нагруженных деталей.

Область применения

Automatic Transmission And Power Steering Fluid имеет следующие допуски:

  • Dexron III. Впервые данная классификация – Dexron была выпущена в 1973 году компанией GM (General Motors). В качестве основы выступила классификация API, минеральное масло второй группы. В свою очередь Декстрон 3 имеет синтетическую основу, повышенный индекс вязкости от 110-115 единиц.
  • Toyota PSF. Дословно аббревиатура PSF переводится как «жидкость гидроусилителя руля» – Power Steering Fluid. Соответственно, жидкость применяется для ГУР.

Выпускают Toyota ATF D III в пластиковой канистре 1 литр.

Технические характеристики

ПараметрЗначение / Единицы измерения
Внешний вид:прозрачное
Цвет:Красный
Вязкость кинематическая при 40°С:35,4
Вязкость кинематическая при 100°С:7,4
Плотность при +15 °C:0,870
Температура застывания:-50 °C
Температура вспышки:198 °C

Одобрения, допуски и спецификации

  • Dexron III;
  • Lexus;
  • Toyota.

Форма выпуска и артикулы

  1. 08886-80506 Toyota Dexron III (пластиковая бутыль) 1 л;
  2. 08886-01605 Toyota Dexron III (железная канистра) 4 л.

Инструкция по применению

Применять TOYOTA Auto Fluid D-IIІ нужно, опираясь на рекомендации автопроизводителя.

Преимущества и недостатки

Тойота Декстрон 3 преимущества имеет следующего типа:

  • Отличные технические характеристики вязкости.
  • Замечательная износостойкость.
  • Экономия расхода топлива.
  • Даже низкая температура не влияет на текучесть масла.
  • Вспенивание полностью отсутствует.
  • Плавное переключение передач, без так называемых провалов.
  • Превосходная стойкость к окислению позволяет использовать масло в таких машинах, как Ленд Крузер 200, Камри 40, Тойота Альфард и Тойота Витц.

Самое главное, на что обращает производитель Toyota при производстве своей продукции, — на качество исходных продуктов. Жирные синтетические присадки с отличными характеристиками – вот их главное отличительное свойство.

Видео

Отзывы

Виктор, 45 лет

Цена синтетики очень мне понравилась, поэтому я решил купить её без долгого обдумывания. Toyota Dex 3 мне очень понравилось, и я всем её советую. При этом пробег моего авто на сегодняшний день составляет 200 000 километров, и я чувствую, что это не предел.

Степан, 36 лет

У меня гудит ГУР и давит масло, поэтому в сервисе мне посоветовали приобрести Декстрон для АКПП Тойота. Проблемы исчезли, поэтому теперь всем своим друзьям советую.

Дмитрий, 48 лет

Никогда бы не подумал, что жидкость нужно заливать после не только слитого старого масла. Нужно ещё агрегат тщательно промыть. Ну, ничего, получилось небольшое смешение разных жидкостей, но ничего, ездит машинка.

Разница Dexron II и III и взаимозаменяемость

Разница Dexron II и III и взаимозаменяемость

Официальный FAQ (www. mazda-auto. ru) конференции MAZDA на www. auto. ru

1. Немного теории и истории.

АКПП для машин FHI делает компания JATCo, основанная как совместное предприятие Mazda, Nissan и Ford. С 1999 года JATCo принадлежит целиком Nissan»у, поэтому часто говорят, что у Subaru ниссановские коробки. АКПП имеет электронное управление и исполнительный гидравлический механизм, т. е. за включение той или иной передачи отвечают управляемые электроникой соленоиды и жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), воздействующая на различные муфты и тормоза. АКПП разрабатывалась в середине-конце 80-х и с тех пор модернизируется и улучшается, но принципиальных конструктивных изменений не претерпела.

Итак, о жидкости (иногда ещё её называют маслом, но точный перевод с английского слова fluid — жидкость), используемой в АКПП — ATF. Законодателем мод в области установления стандартов является фирма General Motors (GM) на спецификации которой ориентируются и производители ATF, и производители АКПП. В 80-х годах действующей спецификацией GM была Dexron IID и нетрудно догадаться, что «автомат» для Subaru проектировался с учетом требований именно этой спецификации. Т. е. материалы и конструкция рассчитывались, исходя из предположения, что в качестве рабочей жидкости будет ATF, соответствующая стандарту Dexron IID. Но появляются новые требования к АКПП, разрабатываются новые материалы и технологии производства. Изменяются и стандарты ATF. Появляются Dexron IIE и, действующая на настоящий момент спецификация, Dexron III (принята в 1993). Между Dexron IIE и Dexron IID различия только в вязкости при низких температурах. Т. е. при рабочей температуре АКПП различий практически нет, разве что IIE имеет большую стабильность свойств на протяжении срока эксплуатации, поскольку это полностью синтетическая жидкость, а IID имеет минеральную основу. Однако в начале работы, пока коробка не прогрелась различия очень существенны — вязкость Dexron IID при -40°С 45000 мПа с, а Dexron IIE при той же температуре 20000 мПа с. Т. е. «на холодную» двигателю значительно легче крутить АКПП с Dexron IIE. А вот между Dexron IID(E) и Dexron III различия уже во фрикционных свойствах, что влияет на работу АКПП во всех режимах работы. По взаимозаменяемости дексроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:

— Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.

— Dexron III не заменяет Dexron II, если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.

— Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т. к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.

Что же означают все эти невнятные различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике? А вот что. Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях жесткой холодной зимы. Он подходит для регионов, где -15 бывает не часто. Т. е. юг европейской части России, Украина и несеверная Европа может вполне бюджетно лить его и не забивать голову муками дальнейшего выбора.

Там где температура иной раз доходит до -30, и — 15 не редкость, придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Тем, кто следил за ходом предыдущих рассуждений уже очевидно, что по идее нужно бы выбирать Dexron IIE — коробка изначально проектировалась под него, на холоде ведет себя не худшим образом, так в чем проблема? Проблема в том, что текущая спецификация это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут ещё им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM (помните ещё такую), допускает замену для СВОЕГО оборудования Dexron II на Dexron III. Всё, можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. А может так и надо? Тут каждый решает для себя сам. Приведу только возможные практические последствия замены Dexron II на Dexron III, в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF.

— увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III

— рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом по мере нарастания давления жидкости — бац и сцепились.

Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок Subaru. По моим представлениям для исправной коробки различия эти не смертельны, т. е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимым.

По поводу смешения ATF на различных основах. Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т. е. минералка IID с синтетикой IIE. Dexron III смешивается с Dexron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.

3. Наличие на складе :))).

В Москве из продуктов, соответствующих спецификации Dexron IIE, присутствуют, по крайней мере, 2 продукта — MOBIL SHC (12-13$ за литр) и AGIP ATF IIE (11$). Как видите, цены в 2-3 раза выше, чем на распространенные Dexron IID или Dexron III.

В автоматическую коробку передач идёт масло DEXRON-II. На автомобилях древних 95г и старше использовался DEXRON-II D, он на минеральной основе, на более свежих используется DEXRON-II Е или DEXRON-III. В тойотах на масляном щупе можно прочитать, что льется в коробку. В любом случае не стоит смешивать жидкости на минеральной и синтетической основе.

В Японских автомобилях достаточно знать кокой именно декстон подходит вашему автомату и его можно смело лить, но некоторые владельцы старых авто сталкиваются с трудностями при поиске DEXTRON2D2E. В авто на щупе которого написано DEXTRON2D можно лить ТОЛЬКО DEXTRON2D, в то время как на автоматах использующих DEXTRON2E его можно заменить на DEXTRON3(но не обратно, если для АКПП требуется D3 его нельзя заменить D2E).Все отрицательные мнения по поводу такой замены связаны с тем что Dextron3 имеет большую текучесть чем его предшественник, это благотворно сказывается на свойства АКПП в холодный период, но из-за того что на некоторых старых АКПП прокладки не рассчитаны на такой уровень вязкости масла для АКПП то они дают небольшую течь, это не является само по себе проблемой, если конечно не дать вытечь маслу ниже минимального уровня, в любом случае рекомендуется или поменять прокладки, или периодически подливать немного D3.

О цвете жидкости для АКПП (Заметьте я специально сказал жидкости, а не масла!) Многие определяют фактор выбора жидкости именно по цвету, напрасно! Цвет, это лишь красители которые на заводе добавляют изготовители чтобы было легче находить подтеки, а разница в цвете показывает на какой основе сделана ATF. Желтый цвет ATF свидетельствует о том что в АКПП залита жидкость на синтетической основе, а красный говорит о минеральном составе жидкости. Намного критичее соответствие типу жидкости чем ее цвету. До недавних пор считалось что смешивать жидкости для АКПП нельзя потому же принципу что и моторные масла, т. к при достижении рабочих температур моторное масло на разных основах смешанное таким образом сворачивается.

Стоит развеять это заблуждение т. к.1-В АКПП не происходит таких нагрузок, при которых масло могло бы свернутся. 2-В АКПП используется не МАСЛО а трансмиссионная жидкость на разных основах и ее смешивание принципиально никакого вреда для АКПП не несет (а Маслом ее просто называют в народе по привычке). С другой стороны лучше не эксперементировать с такой дорогой в ремонте вещью как АКПП, тем более что найти жидкость на нужной основе, не составляет труда в наши дни, поэтому не стоит переучивать АКПП на другую основу, лучше лить то к чему она привыкла т. к никаких преимуществ в смене масел разных основ вы не получите. (Помните: Вы можете заменить Dextron 2на Dextron3, но не наоборот!) ,покупайте масло только в НАДЕЖНЫХ местах и не экономьте на нем, АКПП это не та часть машины которая это терпит!

Между прочим тоже самое относится и к гидроусилителям на старых авто (Для тех кто не знает в ГУР нужно лить тоже масло что и в АКПП) ,тем тоже свойственно давать небольшую течь при использовании Dextron3 вместо Dextron2E.

1973 — Dexron II (DIIC), который де-факто стал всемирным стандартом ATF.

1981 — Dexron IID — тот, который мы сейчас и понимаем под маркой «дексрон-2».

1991 — Dexron IIE — усовершенствованная спецификация, ATF на синтетической основе (в отличие от минеральныого DIID), обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами.

1993 — Dexron III (DIIIF) с новыми требованиями к фрикционным и вязкостным свойствам, остается стандартом до настоящего времени.

1999 — Dexron IV (на синтетической основе), еще не получил у нас широкого распространения.

И в самом деле, для чего затевалась вся эта морока? Ведь по вязкостно-температурным свойствам для любой из специальных ATF легко подбирается аналог из Dexron’ов. Так вот и получается, что единственное отличие специальных ATF — наличие неких «повышенных фрикционных свойств» (т. е. они увеличивают трение).

Зачем? Так как в указанных автоматических коробках предусмотрен режим работы гидротрансформатора «с частичной блокировкой» (FLU — Flex Lock Up). Если упрощенно, то реализуется это следующим образом. Обычной автомат работает в двух режимах — или как гидротрансформатор (ГДТ), передавая момент через жидкость, или в режиме жесткой блокировки, когда коленвал двигателя, корпус ГДТ и входной вал коробки жестко соединены фрикционной муфтой и момент передается в автомат чисто механически, без потерь (как в традиционном сцеплении). В коробке с частичной блокировкой есть и промежуточный режим, когда с высокой частотой срабатывает клапан блокировки трансформатора, кратковременно подводя и отводя муфту к корпусу ГДТ, чтобы в момент касания передать усилие через нее. Вот практически и все. Если при этом, по какой либо причине не хватит силы трения для передачи момента через муфту, то коробка все равно будет работать — в режиме нормальной гидропередачи. Из самых неприятных последствий, которые можно ожидать — немного повышенный расход топлива и немного меньшая эффективность торможения двигателем (да и то, не обязательно). Могут ли быть повреждения механизмов? С чего бы — коробка так или иначе будет отрабатывать данный режим, вне зависимости от эффективности передачи вращения, а во-вторых, имеется и обратная связь (датчик частоты вращения входного вала КПП), которая позволит скорректировать сигнал управления FLU. Да и реализуется частичная блокировка при небольших нагрузках на двигатель (например, на принудительном холостом ходу) и в довольно узком скоростном диапазоне.

Особо отметим «полноприводные автоматы», в том числе далеко не новые — зачем им TT? Просто на них используется гидромеханическая муфта автоматической блокировки межосевого дифференциала, по принципу действия близкая к FLU (только многодисковая).

Если для новой коробки в идеальных японских условиях характеристики ATF и будут иметь какое-то влияние на работу, то в тех машинах, что работают у нас, определяющими будут совсем другие факторы. Подумайте сами, что окажется сильнее — несколько модифицированный состав жидкости (не столько модифицированный, сколько «обладающий фиксированными свойствами», и то лишь по словам производителя. насколько, кстати, может быть больше этот самый коэффициент трения? ведь не стоит забывать, что в той самой ATF купается не только муфта блокировки, но и остальные фрикционы коробки, и планетарные ряды, пришедшие с базовых вариантов тех же семейств автоматов без FLU) или же реальные:

— износ со временем муфты блокировки или изменение свойств ее фрикциона

— давление рабочей жидкости (колебания которого на 10-15% от среднего значения — норма и для новой коробки)

— общий износ элементов АКПП (и в гидравлической части, и в механической)

— регулировки АКПП (опять разброс номинальных значений)

— состояние и старение залитой ATF

— климатические условия (особенно морозы).

И еще не будем забывать — коробки с FLU не являются исключительным ноу-хау японцев, но мало известен тот факт, что и Dexron III, и, тем более, Dexron IV разрабатывались с учетом требований к автоматам с частичной блокировкой.

С достаточной ответственностью можно сказать:

— Допустимо использовать Dexron последующих спецификаций вместо предыдущих без каких-либо последствий. В районах с низкими температурами даже рекомендуется заменять DIID на DIIE или синтетический DIII, в средней полосе такой необходимости нет.

— Можно смешивать разные типы ATF, но в этом случае уже существует некоторая, пусть и очень небольшая, вероятность навредить, поэтому от смешивания масел на минеральной и синтетической основе лучше воздерживаться.

Dexron 2 или 3

По взаимозаменяемости дексроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:
Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.
Dexron III (третий) не заменяет Dexron II (второго), если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.
Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.

Практика.
Что же означают все эти невнятные различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике? А вот что:
Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях жесткой холодной зимы. Он подходит для регионов, где -15 бывает не часто. Т.е. юг европейской части России, Украина и несеверная Европа может вполне бюджетно лить его и не забивать голову муками дальнейшего выбора.
Там где температура иной раз доходит до -30, и — 15 не редкость, придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Тем, кто следил за ходом предыдущих рассуждений уже очевидно, что по идее нужно бы выбирать Dexron IIE — коробка изначально проектировалась под него, на холоде ведет себя не худшим образом, так в чем проблема? Проблема в том, что текущая спецификация это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут ещё им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM (помните ещё такую), допускает замену для СВОЕГО оборудования Dexron II на Dexron III. Всё, можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. А может так и надо? Тут каждый решает для себя сам. Приведу только возможные практические последствия замены Dexron II на Dexron III, в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF.
Увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III.
Рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом по мере нарастания давления жидкости
бац и сцепились.

Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок Subaru. По моим представлениям для исправной коробки различия эти не смертельны, т.е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимым.

По поводу смешения ATF на различных основах.
Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т.е. минералка IID с синтетикой IIE. Dexron III смешивается с Dexron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.

Наличие на складе.
В Москве из продуктов, соответствующих спецификации Dexron IIE, присутствуют, по крайней мере, 2 продукта — MOBIL SHC (12-13$ за литр) и AGIP ATF IIE (11$). Как видите, цены в 2-3 раза выше, чем на распространенные Dexron IID или Dexron III.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector