Camgora.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

Приборы и механизмы жидкостной системы охлаждения

Вентилятор

Назначение и особенности конструкции вентиляторов

Вентилятор служит для увеличения потока воздуха через сердцевину радиатора. Как правило, он устанавливается непосредственно за радиатором по ходу движения автомобиля. Такое размещение исключает попадание в вентилятор крупных частиц и предметов, задерживаемых сотами радиатора.
Для увеличения эффективности работы вентилятора его размещают в направляющем кожухе – диффузоре.

Для работы вентилятора расходуется значительная доля мощности, развиваемой двигателем – до 5 % (для сравнения – жидкостный насос отнимает у двигателя до 1 % мощности).
Тем не менее, без этого элемента системы охлаждения не обойтись – отказавшись от вентилятора, конструкторам пришлось бы существенно увеличить теплообменную площадь радиатора. А это повлекло бы за собой увеличение габаритов радиатора, его материалоемкость, дополнительный объем охлаждающей жидкости в системе и, как следствие — повышение производительности жидкостного насоса и расходуемой им мощности двигателя.
Как видите, благодаря применению вентилятора можно избавиться от многих проблем технического и экономического характера.

Наибольшее распространение получили осевые вентиляторы (направляющие воздух вдоль оси своего вращения) с числом лопастей от четырех до восьми. Лопасти вентилятора изготавливают литьем, выполняя их совместно со ступицей, или штамповкой, соединяя их со ступицей при помощи клепаного соединения.
Литые лопасти изготавливают из синтетических материалов (пластмасс), а штампованные – из стали или алюминиевых сплавов. Литые вентиляторы имеют более высокий КПД по сравнению со штампованными, но последние проще в изготовлении.

Повысить производительность осевого вентилятора можно несколькими способами – увеличением длины и количества лопастей, а также повышением частоты вращения. Увеличение длины лопастей неизбежно приводит к увеличению динамических нагрузок, особенно при высокой или переменной частоте вращения вентилятора.
Динамическими перегрузками ограничивается и максимальная частота вращения вентилятора.
Увеличение количества лопастей приводит к повышению уровня шума, вызываемого работой вентилятора.
По этим причинам конструкторам, при проектировании, приходится решать ряд комплексных взаимосвязанных задач по определению оптимальных параметров вентиляторов и их приводов.

Некоторые конструкции систем охлаждения двигателей включают два вентилятора, которые устанавливаются за радиатором рядом. Такая конструкция позволяет снизить высоту или ширину радиатора, а также более гибко использовать возможности автоматических приводов, включая вентиляторы раздельно, совместно, или выключая их.

Для снижения уровня шума при работе вентилятора их лопасти размещают вокруг ступицы неравномерно, с переменным шагом. Подобное конструктивное решение требует тщательной балансировки вентилятора при помощи специальных грузиков и перераспределения масс.

Типы приводов вентиляторов

Существуют следующие приводы вентиляторов:

  • клиноременные (наиболее распространенные);
  • зубчатые (от зубчатого колеса ГРМ);
  • фрикционные;
  • электрические;
  • электромагнитные;
  • гидравлические.

Электрический привод устроен относительно просто, и включает в себя электродвигатель, который включается и выключается автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, контролируемой термодатчиком. Непосредственно на валу электродвигателя размещают вентилятор.
При использовании резисторного температурного датчика (изменяющего напряжение и ток в зависимости от температуры двигателя) появляется возможность изменения интенсивности потока воздуха, создаваемого вентилятором. Однако такие конструкции широкого применения не нашли, поскольку вентилятор при этом почти постоянно работает, создавая ненужный шум.

Электромагнитный привод имеет электромагнитную муфту ( рис. 2 ), совмещенную с жидкостным насосом. Она состоит из электромагнита 6, установленного вместе со шкивом 1 на ступице 5 насоса и ступицы 3 вентилятора, соединенной пластинчатой пружиной с якорем, свободно вращающимся вместе со ступицей на двух шарикоподшипниках.

Катушка электромагнита соединена с тепловым реле, датчик которого расположен в верхнем бачке радиатора. При температуре охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора 85…90 ˚С тепловое реле подает ток в катушку электромагнита. Якорь притягивается к электромагниту, и ступица вместе с лопастями вентилятора начинает вращаться.
Когда температура снизится до 80 ˚С, контакты реле разомкнутся и вентилятор отключится.

Гидравлический привод реализуется посредством гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

На рис. 3 изображена конструкция гидропривода вентилятора двигателя КамАЗ-740.
Передняя крышка 1 и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 шкива и шкив 11 соединены между собой болтами и составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шарикоподшипниках 8 и 19.
Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой валик 7.
Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4 и 13.
Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17 и 20.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомого колеса гидромуфты зависит от частоты вращения ведущего колеса и от количества масла, поступающего в рабочую полость гидромуфты.

Масло поступает через выключатель ( рис. 4 ), который управляет работой гидромуфты вентилятора. Выключатель имеет три фиксированных положения, обеспечивающих различные режимы работы вентилятора.

Положение «В» ( рис. 4,а ) – автоматический режим, при котором поддерживается температура 80…95 ˚С.
При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик 15, активная масса, находящаяся в баллончике датчика, начинает плавиться и увеличивается в объеме, при этом шток датчика и золотник 5 перемещаются.
Золотник при температуре 85…90 ˚С открывает масляный канал в корпусе 2 выключателя. Масло из главной магистрали смазочной системы двигателя по каналам в корпусе выключателя, блока и его передней крышке, трубке 5 ( рис. 3 ) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя.

Положение «О» ( рис. 4 ) – вентилятор отключен. Масло в гидромуфту не подается при любой температуре. Вентилятор может вращаться с небольшой частотой, увлекаемый трением в подшипниках и набегающим встречным потоком воздуха при движении автомобиля. Этот режим может применяться при эксплуатации автомобиля в период низких температур, когда двигатель не прогревается до оптимального режима работы.
Особенно актуальна возможность принудительного отключения вентиляторов при низких температурах окружающей среды для дизельных двигателей, которые обычно нагреваются медленнее, чем бензиновые двигатели.

Положение «П» — вентилятор включен постоянно. В гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры двигателя. Такой режим работы гидромуфты используется при работе двигателя в жаркую погоду, когда необходимо его эффективное охлаждение.

Некоторой разновидностью гидравлического привода вентиляторов системы охлаждения является вязкостная муфта , принцип работы которой основан на снижении вязкости некоторых жидкостей при нагревании и повышении вязкости при охлаждении.
Вязкостные муфты в автоматическом режиме включают или выключают вентилятор в зависимости от температуры двигателя и изменении вязкости жидкости в рабочем объеме муфты. Кроме того, при использовании таких муфт вентилятор может работать с разной эффективностью, опять же, в зависимости от вязкости рабочей жидкости.

Преимущества и недостатки автоматических приводов вентилятора

Как показывает практика, во время работы автомобильного двигателя применение вентилятора для повышения эффективности системы охлаждения требуется далеко не всегда. Он необходим лишь при жаркой погоде и движении в напряженном режиме нагрузок, например, движении в городском потоке машин, на длительных подъемах, при полностью загруженном автомобиле и т. п.
В других условиях вентилятор выгоднее отключить, поскольку он не только отнимает полезную мощность у двигателя, но и создает шум.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы вентилятора, в отличие от механического (ременного или зубчатого) привода, обеспечивают более выгодный температурный режим двигателя. Их применение позволяет избежать охлаждения непрогретого двигателя вентилятором, а также уменьшить потери мощности из-за рационального использования вентилятора, благодаря чему снижается расход топлива.
Кроме того, использование автоматических приводов делает управление автомобилем более комфортным, поскольку отпадает необходимость в применении жалюзи для регулировки воздушного потока через радиатор.

Использование автоматического привода вентилятора позволяет добиться снижения уровня шума при движении в оптимальном режиме, что особенно актуально для легковых автомобилей.

Еще одно немаловажное достоинство электрического, электромагнитного и гидравлического привода вентилятора – исключение значительных динамических нагрузок на лопасти, имеющее место при использовании прямых механических приводов от коленчатого вала в периоды резкого изменения частоты вращения.

Тем не менее, автоматика не лишена и некоторых недостатков, из которых наиболее существенным является усложнение конструкции привода вентилятора, что приводит к увеличению его стоимости и снижению надежности.

Применение температурных датчиков и клапанов не всегда позволяет включать и отключать вентилятор точно при достижении заданной температуры в связи с некоторой погрешностью их работы, однако этот недостаток в большинстве конструкций автомобильных двигателей существенным не является.

Кроме того, электрический привод управления вентилятором имеет еще один недостаток – включение электродвигателя привода вентилятора при помощи управляющего датчика возможно даже при заглушенном двигателе, если температура охлаждающей жидкости не снизилась до оптимальной величины.
Это, в свою очередь, требует от водителя внимательности при техническом обслуживании двигателя – осуществлять ремонт и регулировки вблизи вентилятора можно лишь убедившись в том, что двигатель остыл. Электромагнитный и гидравлический приводы этого недостатка не имеют.

Применение гидравлического привода вентилятора влечет за собой некоторое увеличение объема смазочной системы двигателя за счет использования масла для работы гидромуфты.

Тем не менее, преимущества автоматических приводов вентиляторов значительно перекрывают их недостатки, и в настоящее время они практически полностью вытеснили механические приводы, особенно в конструкциях систем охлаждения двигателей легковых автомобилей.

Кулер (система охлаждения)

Ку́лер — в применении к компьютерной тематике — русское название сборки вентилятора с радиатором, устанавливаемой для воздушного охлаждения электронные компонентов компьютера с повышенным тепловыделением (обычно более 5 Вт): центральный процессор, графический процессор, микросхемы чипсета. В английском языке эти принадлежности компьютерной техники, ни по отдельности, ни в сборке никогда словом англ. cooler (охладитель, холодильник) не называются. «Радиатор» пассивного поглотителя именуется в документации Heat sink. Вентиляторы же, необходимость которых для усиления теплоотвода от радиаторов возникла позже, так и называются англ. fan («вентилятор»), либо heat spreader (устройство теплоотвода).

Содержание

  • 1 Этимология названия
  • 2 Вентиляторный охладитель непосредственного обдува
  • 3 Кулер на тепловых трубках
  • 4 Назначение проводов компьютерного вентилятора
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Этимология названия [ править | править код ]

Несмотря на то, что слово для названия устройства заимствовано из английского языка (cool — охлаждать), в русском языке оно имеет более узкое значение. В английском языке сборка радиатора и вентилятора для компьютера общего названия не имеет, а именуется по составным частям: радиатор — heat sink (иногда слитно — heatsink) и отдельно fan — вентилятор. В то же время, за словом „cooler“ в английском исторически закрепился целый ряд устройств для охлаждения (часто бытовых), начиная с переносных термосов-холодильников и вплоть до аппаратов для охлаждения питьевой воды. Наибольшая частота употребления слова в русском языке приходится на устройство, являющее собой сборку вентилятора и радиатора, устанавливаемую на процессоры/контроллеры и видеоадаптеры персональных компьютеров с целью отвода выделяемого тепла.

Вентиляторный охладитель непосредственного обдува [ править | править код ]

Кулер применяется при необходимости обеспечения бо́льшего протока воздуха в контрольных точках (при не очень большой мощности чипа или при ограниченной вычислительной ёмкости задач, достаточно бывает только радиатора, без вентилятора).

Конструктивно используется следующая схема:

  • на тепловыделяющий компонент устанавливается теплоотводящий радиатор из материала с высокой теплопроводностью (доступнее всего — алюминий и медь).
  • на стык между тепловыделяющей и теплоотводящей поверхностями радиатора наносится слой термоинтерфейса (например, в виде термопасты) для уменьшения потерь теплопроводности на стыке, обусловленных возможными неровностями на этих поверхностях.
  • на радиатор прикрепляется вентилятор, нагнетающий воздух к радиатору. По мере развития, кроме проводов питания, в шлейф вентилятора был добавлен провод подключающий встроенный в конструкцию вентилятора тахометр, что позволило ввести обратную связь и при помощи изменения напряжения регулировать скорость вращения вентиляторов (как правило, на материнской плате эта функция реализована в контроллере Super I/O).

Для увеличения полезной площади радиатора (с сопутствующим повышением теплоотдачи) производители в широких пределах варьируют материалом (или собирают конструкцию из медной «пятки» и окружающих её алюминиевых рёбер) и геометрическими формами вследствие чего радиатор порой принимает весьма причудливые формы. Часто это также обуславливается стремлением производителя внешним видом своего продукта привлечь внимание потребителей, неравнодушных к причудливым формам. Матовая (черная) поверхность радиатора будут излучать тепло гораздо более эффективно, чем голый (неокрашенный) блестящий металл [1] .

Тепловая модель низкоэффективного алюминиевого радиатора

Чем опасно включение вентилятора на холодном двигателе и как устранить проблему

На старых отечественных автомобилях работа системы охлаждения мотора довольно проста. Однако современные машины оснащаются электровентилятором и различными датчиками, функционирование которых направлено на повышение эффективности охлаждения двигателя. Со временем в работе этих элементов могут появляться сбои, что отражается на работоспособности вентилятора. Поэтому автовладельцам приходится разбираться с возможными проблемами самостоятельно или обращаться в специализированный сервис.

Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе

Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.

Нехватка жидкости в системе

Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.

За уровнем ОЖ нужно регулярно следить и по мере необходимости пополнять её, поскольку антифриз способен испаряться, что особенно характерно для летнего периода.

Замыкание датчика

Если проверка охлаждающей жидкости результатов не дала, внимание следует обратить на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора. Для диагностики потребуется мультиметр, которым измеряют сопротивление на выводах датчика на запущенном моторе. Если датчик рабочий, то прибор должен показать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр отображает какое-то сопротивление, значит, контакты у датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.

Читать еще:  Дезинфекция кондиционера автомобиля своими руками
Видео: проверка датчика включения вентилятора

Замыкание на массу

Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:

  • короткий срок службы вентилятора;
  • разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
  • самовозгорание проводки в случае её перегрева.

Датчик термостата

Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.

Дополнительный датчик

В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.

Окисление либо обрыв контактов

Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.

Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.

Система кондиционирования

Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.

Когда целесообразен ремонт своими руками и в сервисе

Если на вашем авто возникли неполадки в работе электровентилятора системы охлаждения, устранить неисправность можно в последовательности, описанной выше. Практически любой ремонт может быть выполнен своими руками. Поскольку основные проблемы сводятся к неисправным датчикам, то заменить их не составит особого труда. Достаточно демонтировать неисправную деталь и на её место установить новую. Если же проблема кроется в плохих контактах, то их можно зачистить или в крайнем случае заменить разъёмы. Если вы не уверены в своих силах, то во избежание новых неполадок лучше обратиться в сервис.

Видео: решение проблемы постоянно работающего вентилятора

Чтобы определиться, стоит ли заниматься самостоятельным ремонтом в случае появления проблем с вентилятором охлаждения или обратиться за посторонней помощью, можно ознакомиться с примерными ценами на ту или иную операцию.

Таблица: стоимость ремонта системы охлаждения своими руками и в сервисе

НаименованиеПримерная стоимость, руб.
СамостоятельноВ сервисе
Замена датчика вентилятораот 150от 500
Проверка течи ОЖбесплатноот 500
Проверка уровня ОЖбесплатноот 500
Замена вентилятора охлажденияот 500500–1000
Мелкий ремонт проводкибесплатно200–500
Чистка радиаторовбесплатноОт 800
Замена термостатаот 350От 800

Постоянное вращение вентилятора системы охлаждения на холодном двигателе не является нормой. Поэтому следует разобраться с возникшей неисправностью, найти и устранить причину её возникновения, чтобы исключить быстрый износ устройства. Диагностика заключается в проверке уровня ОЖ, а также элементов, отвечающих за работу электровентилятора, что под силу сделать каждому автовладельцу.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

  1. Серый 05.05.2019

С реле (от кнопки принудительного вкл) на спирали от классической печки ,потом параллельно тм-108-10 в новые «мамки» по два провода, соответственно обороты ВО в 1,5 (через одну спираль) и в 2 раза (через две последовательно), в итоге ВО не слышен , не вибрирует и не разбивает подшипники вентилятора , в пробке и по городу хватает , за 90гр не выходит ,при буксовке тм-108-10 сам включится (то есть через спирали было 8 вольт , тм-108 замкнулся и стало 14 , так как подключен параллельно.) Работает 3 года на карб 2110.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

Устройство необходимо для помощи при сильном нагреве. Рассмотрим лучших производителей вентиляторов охлаждения для радиатора, а так же их плюсы и минусы.

Содержание:

  1. SAT
  2. Nissens
  3. Behr Hella
  4. LUZAR

Лучшие производители вентиляторов охлаждения

Выделяют несколько производителей, чьи вентиляторы хорошо справляются с нагрузкой. У каждого бренда есть свои преимущества перед конкурентами, но главной особенностью представленных вентиляторов считают надежность по сравнению с аналогами.

Описание конструкции. Среди производителей элементов для охлаждающей системы бренд SAT выделяется большим ассортиментом запчастей на вторичном рынке. Китайский вентилятор обладает невысокой стоимостью и средним качеством. Вентилятор в пластиковом корпусе может быть нескольких вариантов. Для разных моделей автомобилей идут свои серии радиаторных вентиляторов, различные по характеристикам.

Виды. Выпускаются элементы с гидромеханическим и электрическим приводом. Электрический привод более востребован на рынке вторичных запчастей.

Срок службы. Срок гарантированной работы составляет 1 год, но при соответствующем уходе и выполнении правил эксплуатации реальный срок работы достигает трех лет без ремонта.

  1. Мало шумит.
  2. Есть устройства для различных моделей авто, в том числе внедорожников.
  3. Большой ассортимент по цене ниже чем у аналогов.
  4. Бюджетный вариант среднего качества, который может отработать длительное время без ремонта.
  1. Может встретиться брак.
  2. Работает слабее оригинальных вентиляторов.

Nissens

Датская компания Nissens входит в число наиболее известных производителей систем охлаждения. Вентиляторы имеют подтвержденное качество.

Соблюдаются все требования сертификатов ISO 14001, TS 16949, ISO 9001.

Отмечается надежность вторичных запчастей, которые по характеристикам аналогичны оригиналам.

Описание конструкции. Отличием вентилятора считают утолщенный корпус и использование прочных материалов, которые устойчивы к коррозии и другим видам повреждений.

Виды. Среди производимых видов вентиляторов можно найти все варианты привода. Наиболее популярным считают электрический, но гидромеханический также востребован. Отдельная серия запчастей с механическим приводом предназначена для спецтехники.

Срок службы. Гарантийный срок эксплуатации на различные варианты вентиляторов варьируется от 1 года до 2-х лет. Сама длительность работы не ограничена, то есть при аккуратной эксплуатации запчасть может прослужить больше 5 лет.

  1. Расширенная линейка вентиляторов и различные типы устройств с электроприводом для популярных марок машин.
  2. Хорошее качество и гарантированная надежность.
  3. Нет нареканий по работе устройства.
  1. Высокая цена относительно конкурентов.
  2. Большое количество подделок. Требуется сразу проверять вентилятор на наличие логотипов, оттисков и дефектов.

Behr Hella

Бренд Behr Hella гарантирует качественное исполнение вентиляторов для систем охлаждения в различных марках автомобиля.

Описание конструкции. Вторичные запчасти заслужили положительную репутацию из-за использования качественных материалов, обеспечивающих длительный срок службы.

Виды. В ассортименте есть вентиляторы с механическим приводом для спецтехники, гидромеханическим на внедорожники, а также стандартные с электроприводом.

Срок службы. Гарантия выдается на два года, так как вторичные запчасти не отличаются от оригиналов. Длительность эксплуатации может превышать 10 лет при выполнении всех условий по обслуживанию.

  1. Гарантированное качество от лидера вторичных деталей для охладительной системы.
  2. Длительная работа.
  3. Нет проблем, связанных с повышенным шумом или дефективным срабатыванием.
  4. Мало отличий от оригинальных вентиляторов, которые устанавливаются при сборке авто на конвейере.
  1. Высокая стоимость относительно других производителей из среднего ценового сегмента.
  2. Сложно избежать подделок на вторичном рынке. Чаще всего они отличны отсутствием специальных знаков бренда и пониженной стоимостью.

LUZAR

У фирмы Luzar в ассортименте запчасти для охладительной системы отечественных и иностранных автомобилей. Отличием вентилятора будет соответствие требования ГОСТа, а также увеличенным сроком гарантии.

Описание конструкции. Запчасти изготавливаются из высокопрочных материалов, которые мало подвержены износу. Они поставляются на заводы от проверенных зарубежных поставщиков.

Читать еще:  Как определить какой датчик абс не работает

Виды. Ассортимент включает в себя вентиляторы с электрическим, гидромеханическим и механическим приводом. Наиболее расширенная линейка у моделей с электроприводом.

Срок службы. Гарантия действует 2 года, но из-за качественного исполнения, которое близко к родным аналогам, вторичные запчасти могут служить до 10 лет без ремонта и замены.

  1. Малое количество брака, дефектов и подделок.
  2. Хорошее качество при цене ниже, чем у зарубежных конкурентов.
  3. Расширенные серии для отечественных и азиатских машин, в том числе гидромеханические для ряда мощных автомобилей.
  1. Невысокая производительность у вентиляторов с электроприводом из-за слабого моторчика.

Типы приводов вентилятора

Вентилятор состоит из нескольких частей, включая привод.

Место вентилятора в системе охлаждения.

Выделяют три вида:

  1. Механический.
  2. Гидромеханический.
  3. Электрический.

Механический привод

Механический вариант привода считают затратным для мощности из-за того, что сила для функционирования отбирается от вала коленчатого характера с помощью ремня. Такой тип подключения считают устаревшим и используют на старых моделях авто или на спецтранспорте.

Гидромеханический привод

Привод гидромеханического характера также считают неэффективным для большинства современных автомобилей. Наибольшее применение он получил среди внедорожников и мощных автомобилей. Принцип работы основан на вязкостной муфте, которая соединена приводом с коленвалом.

Электропривод

Электропривод наиболее распространенный вариант для вентилятора охлаждения. Его устанавливают почти на все современные автомобили. Отличием считают сложность системы и наличием большого количества элементов.

При наличии электропривода его подключают к электронной системе автомобиля и оборудуют специальными датчиками.

Единственными минусами будет необходимость регулярной проверки настроек и эффективная работа блока управления.

Важным моментом считают тандемную работу электродвигателя и системы управления. Электрический привод в вентиляторах является наиболее перспективным для автомобилей легкового типа.

Как работает вентилятор с электрическим приводом

Вентилятор с электроприводом состоит из блока с системным управлением и электродвигателя. Датчики устанавливаются для определения температурного режима, на основе которого будет осуществляться функционирование воздушного охлаждения.

Стандартная система имеет следующие составляющие части:

  1. Блок управления.
  2. Температурный датчик.
  3. ДМРВ или датчик давления.
  4. Регулирующее реле для включения и выключения.
  5. Датчик для отсчета оборотов коленчатого вала.

Функционирование начинается от получения блоком управления сигналов с датчиков, их анализа и последующей команды, отправляемой регулятору. Это может быть реле или специальный управляющий блок, который устанавливают в новых моделях автомобиля.

Блок отличается от реле более точной работой и увеличенным уровнем эффективности. Еще одной отличительной чертой считается регистрация направления воздушного потока за счет фиксирования угла положения вентилятора, а также определение момента, при котором вентилятор отключится.

Какой вентилятор охлаждения радиатора купить

Есть несколько правил выбора вентилятора охлаждения. Предварительно требуется выяснить причину неисправности старого вентилятора. На вторичном рынке запчастей можно купить отдельные элементы практически к любому варианту охлаждающего устройства. Примером может быть приобретение электромотора, крыльчатки, а также отдельного реле.

Такой вариант возможен при новом вентиляторе, который не изношен. При его износе требуется полноценная замена.

При замене необходимо:

  1. Подбор вентилятора осуществляют по VIN-коду, то есть приобретается аналог или родная запчасть, которая подходит по всем параметрам.
  2. На рынке много различных деталей в каждом ценовом сегменте. Не стоит обращать внимание на совсем дешевые запчасти, так как они могут быть бракованными.
  3. Выбор производителя делают на основе рекомендаций автовладельцев и специалистов сервисных центров. Отзывы часто показывают все преимущества и недостатки каждого бренда.

Важно совпадение всех креплений и отсутствие доработок вентилятора для установки, так как в противоположном случае могут возникать ошибки и дефекты в работе.

Также вентилятор должен подходить по мощности и другим параметрам. Обязательно учитывают марку авто, модель и параметры двигателя.

Среди популярных брендов вентиляторов для воздушного охлаждения выделяют компании, которые поставляют на вторичный рынок запчасти с хорошим соотношением цены и качества. Каждый тип вентилятора имеет свои характеристики, а также параметры, которые потребуется учесть при выборе.

Почему при включении зажигания включается вентилятор системы охлаждения двигателя?

02 января 2017 Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Предназначение вентилятора в системе охлаждения двигателя вполне понятно даже человеку, не имеющему абсолютно никаких знаний об автомеханике или работе узлов автомобиля. Вентилятор необходим для того, чтобы охлаждать двигатель, когда он нагревается до определенной температуры.

Более осведомленные в автомобильной тематике знают, что работа вентилятора контролируется специальным датчиком, который фиксирует температуру охлаждающей жидкости в радиаторе автомобиля. Когда жидкость нагревается до определенной температуры (обычно не более 100-105 градусам Цельсия), включается вентилятор, который и охлаждает радиатор. Однако в современных автомобилях механизм включения вентилятора несколько иной. Датчик связан не напрямую с вентилятором, а с бортовым компьютером, а именно, с вычислительной системой, контролирующей работу двигателя.

Однако включение вентилятора лишь при нагреве охлаждающей жидкости в радиаторе — нормальная работа системы. Часто случается так, что при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, независимо от температуры двигателя. Порой вентилятор включается не только на горячем двигателе, но и на холодном и в зимнее время. Мало того, что звук работающего вентилятора сам по себе несколько раздражает, так ещё и постоянная работа вентилятора охлаждения приводит к неполадкам в работе двигателя. К примеру, двигатель становится гораздо сложнее прогреть, что приводит к чрезмерно быстрому износу агрегатов, входящих в состав автомобиля.

Если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, следует обратить внимание на ряд причин, наиболее часто вызывающих подобное явление. Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, попробуйте провести компьютерную диагностику автомобиля, в большинстве случаях коды ошибок напрямую указывают на неисправность.

Стоит отметить, что во многих автомобилях программные сбои, вызывающие ошибку системы охлаждения, заставляют вентилятор крутиться все время. Таким образом, двигатель защищается от перегрева, который приводит к гораздо более серьезным последствиям, нежели его долгая работа при низких температурах.

Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения

Сама собой любая ошибка бортового компьютера, связанная с системой охлаждения не устранится, устранив неисправность, сбросьте ошибки с бортового компьютера, отсоединив клеммы питания с аккумуляторной батареи примерно на 10-15 секунд.

Замыкание контактов

Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.

Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.

Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом «бесконечного» сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.

Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.

Малое количество антифриза

Еще одна банальная неполадка — это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.

Термостат и его датчики

На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило «уходит в защиту», включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.

Окисление контактов

Стоит отметить, что ЭБУ также может «уходить в защиту» и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.

Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.

Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):

Неполадки в системе кондиционирования

На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.

Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.

Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.

Вентилятор охлаждения двигателя

Вентилятор охлаждения двигателя — устройство, позволяющее принудительно организовать обдув разогретого двигателя и радиатора системы охлаждения во время стоянки автомобиля с заведенным двигателем.

Роль вентилятора в системе охлаждения

Процесс эволюции системы охлаждения изначально шел двумя основными путями, поэтому в серийных автомобилях нашли применение системы двух основных типов: воздушное охлаждение и жидкостное (вернее, гибридное). Вентилятор используется в системах охлаждения обоих типов, так как конечным носителем, рассеивающим тепло, отведенное от двигателя, в них служит воздух. Вентилятор выполняет функцию устройства, обеспечивающего постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу.

Типы вентиляторов охлаждения двигателя

Работоспособных конструкций вентилятора в процессе развития системы охлаждения сложилось всего две. Первый вид — механический вентилятор, имеющий ременный привод от шкива, установленного на коленчатый вал. Для обеспечения сохранности лопастей при высокой скорости вращения коленвала крыльчатка вентилятора присоединена к шкиву через гидромеханический привод, который, в зависимости от конструкции, называется термомуфтой или гидромуфтой.

Чаще всего автомобильный двигатель снабжают восьмилопастной крыльчаткой, хотя количество и форма лопастей нигде не регламентируются

Это устройство представляет собой разновидность вискомуфты, наполненной силиконовым гелем, меняющим свойства под воздействием температуры. Степень блокировки муфты влияет на скорость вращение вентилятора. При раскручивании двигателя муфта начинает «притормаживать» вращение крыльчатки, которая неминуемо сломалась бы при скорости вращения 3000 оборотов в минуту и выше. Термомуфта и гидравлическая муфта отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия, но обе они позволяют удерживать скорость вращения крыльчатки в узких пределах, позволяя ему разгоняться и замедляться лишь настолько, насколько это нужно для эффективного отвода тепла, и не более.

С развитием современных электронных компонентов и началом их применения для контроля процессов в двигателе, появился и быстро завоевал популярность электрический привод вентилятора. Привод состоит из электродвигателя и системы управления, которая контролирует интенсивность работы вентилятора охлаждения в зависимости от показаний датчика температуры. Применение электроники дало возможность вывести равномерность охлаждения двигателя на новый качественный уровень по сравнению с инертной «аналоговой» системой на основе вискомуфты.

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения двигателя

Вентилятор с вискомуфтой

Вентиляторы с вязкостной муфтой в наше время встречаются на легковых автомобилях редко. Их применение ограничено моделями с продольным расположением двигателя, да и то, удобство электронного управления постепенно сводит их использование на нет. Единственным сегментом, в которых установка вентилятора с ременным приводом предпочтительна — серьезные внедорожники, такие как УАЗ или Jeep Wrangler, предназначенные для форсирования водных преград. Электроника боится воды, а вискомуфта герметична, и не выйдет из строя после «купания». Заполняется муфта силиконовым маслом, объем которого составляет примерно 30-50 мл.

Вентилятор с электронным блоком управления

Механизм вентилятора с электрическим приводом включает в себя: электронный блок управления электродвигателем, датчик температуры охлаждающей жидкости, электродвигатель и реле включения вентилятора. На современных автомобилях все чаще устанавливают два датчика, которые фиксируют температуру охлаждающей жидкости. Один из них встроен в патрубок на выходе из радиатора, другой – в патрубок на выходе из двигателя или в корпус термостата. В таком случае управление вентилятором происходит на основании разницы показаний этих датчиков.

Практически на любой автомобильный двигатель, даже очень старый, можно установить вентилятор с электрическим приводом и термовыключателем

При управлении вентилятором также используются и другие входные устройства: расходомер воздуха и датчик частоты вращения коленчатого вала. Их показания необходимы для определения режима работы электродвигателя. Сигналы от всех датчиков передаются на электронный блок управления, который после их обработки активирует реле включения вентилятора охлаждения двигателя и регулирует скорость вращения крыльчатки.

Вентилятор с термовыключателем

В более старых системах электронный блок управления отсутствовал, и функцию включения/выключения электромотора выполнял так называемый «термовыключатель», который зачастую ошибочно принимают за датчик температуры. На самом деле «настоящий» датчик температуры почти всегда установлен в корпусе блока цилиндров. Именно с него подается сигнал на шкалу в салоне, так как для измерения важнее температура в непосредственной близости от камеры сгорания. Термовыключатель также реагирует на повышение температуры охлаждающей жидкости (но в радиаторе). Он градуирован под определенную температуру (например, на 85 и 70 градусов Цельсия) — на включение и выключение. Если температура превышает заданный порог, внутри термовыключателя смыкаются контакты, замыкающие цепь питания вентилятора. Электродвигатель, на который подан ток, начинает вращать крыльчатку. Как только температура снизилась до нижнего порога, контакты размыкаются и вентилятор останавливается.

Вопросы эксплуатации вентилятора охлаждения двигателя

Неисправный вентилятор охлаждения двигателя неминуемо станет причиной повышения температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Если вы заметили движение стрелки индикатора температуры к красной зоне, можно остановиться и самостоятельно проверить работоспособность вентилятора.

Читать еще:  Что делать если заблокировался руль в машине

Электрические вентиляторы устанавливают как с внешней стороны радиатора, так и со стороны моторного отсека. Единого мнения по поводу преимуществ той или иной установки у инженеров нет

Чтобы продиагностировать «аналоговый» вентилятор, достаточно поднять капот и посмотреть на лопасти крыльчатки. Вентилятор на вискомуфте движется всегда, поэтому, если вы наблюдаете вращение, причина перегрева, скорей всего, в поломке другого компонента системы охлаждения, например, термостата. Признаком выхода из строя вискомуфты может быть слишком низкая скорость вращения вентилятора на высоких оборотах.

Если в вашей машине применен электрический вентилятор охлаждения, и вы видите, что он не работает при явном перегреве, воспользуйтесь следующим способом: отсоедините разъем от термовыключателя, вкрученного, как правило, в нижнюю часть бокового бачка радиатора охлаждения. Взяв разъем в руки, небольшим куском проволоки замкните 2 гнезда штекера. При этом вентилятор должен заработать принудительно.

Этот способ нельзя рекомендовать владельцам наиболее современных автомобилей с электронным устройством контроля скорости вращения вентилятора. Максимум, что может сделать владелец — проверить целостность соответствующего предохранителя. Дальнейшую диагностику стоит доверить профессионалам.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания: как это работает

Назначение системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит в отводе тепла от нагретых деталей мотора с помощью охлажденной среды (жидкости, газа или того и другого вместе) для сохранения рабочего диапазона температур двигателя и защиты его от перегрева независимо от условий эксплуатации. Как устроена система охлаждения, какие её виды бывают и в чем заключается принцип работы подробно разобрано в этой статье.

Функции системы охлаждения двигателя автомобиля

Помимо основной функции в виде отвода тепла от мотора, система охлаждения двигателя (сокращенно СОД) выполняет и другие задачи:

  • Охлаждения смазывающих жидкостей в автоматических коробках передач;
  • Охлаждения выхлопных газов в системе рециркуляции отработавших газов;
  • Охлаждения воздуха в системе турбонаддува;
  • Охлаждения систем смазки двигателя;
  • Нагрева воздуха в системе отопления и кондиционирования.

Выход из строя или низкая эффективность работы системы охлаждения ведет к повышенному износу и выходу из строя двигателя деталей двигателя. Рабочая температура современных бензиновых двигателей составляет 100-120°C (или 70-90°C для дизельных моторов), а с учетом облегченных конструкций нынешних моторов и увеличенной мощностью по отношению к объему даже кратковременный перегрев гарантирует мгновенную или очень скорую поломку двигателя. Поэтому правильная работа системы охлаждения в современных автомобилях является гарантом работоспособности и ресурса силовой установки.

Виды систем охлаждения двигателя

Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания делятся на три основных типа: жидкостные (водяные), воздушные и гибридные (комбинированные — для охлаждения используется и воздух и жидкость).

Жидкостная система охлаждения

Жидкостные системы охлаждения делятся на несколько типов — замкнутого, не замкнутого и открытого типа. В системах незамкнутого жидкостного охлаждения охлаждающая жидкость (сокращенно ОЖ) подается извне, отводит тепло от его источника и направляется во внешнюю среду. Например, для охлаждения режущего инструмента подается поток смазки, поступающий самотеком в маслосборники. В открытых системах жидкостного охлаждения нагревательный элемент расположен в объеме теплоносителя, а тот в свою очередь помещен в охладитель. Системы открытого типа применяют, например, для охлаждения трансформаторов. В автомобилях используются только системы замкнутого жидкостного охлаждения, когда жидкая среда находится в герметичном контуре.

Для ускорения теплообмена дополнительно к замкнутой жидкостной системе может подключаться воздушная — такая связка широко применяется в автомобилестроении и называется комбинированной (или гибридной) системой охлаждения.

Комбинированная (гибридная) система охлаждения

По герметичному контуру принудительно циркулирует жидкость, которая нагревается в рубашке охлаждения двигателя и остывает в радиаторе охлаждения. Дополнительно рядом с радиатором установлен вентилятор, который включается при повышении температуры охлаждающей жидкости выше заданного значения. Такая система применяется на абсолютном большинстве современных автомобилей.

В качестве охлаждающей жидкости сегодня чаще всего применяется антифриз — специальная жидкость на основе этиленгликоля, которая не замерзает при низких температурах (в народе называют «незамерзайка»). Ранее использовали простую воду. В СССР распространение получили антифризы марки Тосол, под которой выпускался целый ряд технических жидкостей для автомобилей. Охлаждающие жидкости этого бренда под названиями «Тосол-А» и «Тосол-АМ» были так популярны, что слово «тосол» стало народным синонимом «антифризу».

Принципиальная схема охлаждения одинаковая как для бензиновых, так и дизельных двигателей. В этой статье мы рассмотрим общую схему, которая актуальна для обоих видов моторов. Порядок расположения элементов может отличаться от автомобиля к автомобилю, но основные компоненты, обеспечивающие правильную работу системы охлаждения — одинаковые.

Устройство жидкостной системы охлаждения двигателя

Радиатор охлаждения (1):

Радиатор охлаждения автомобиля (или воздушный теплообменник) служит для рассеивания тепла в воздухе. Состоит из трубок, по которым циркулирует жидкость, и большого количества пластин (рёбер), которые увеличивают поверхность для ускорения теплообмена. Радиаторы изготавливаются из легко проводящих тепло материалов — медь (трубки) и алюминий (пластины). Радиаторы с медными трубками более долговечны, однако с целью удешевления их часто делают алюминиевыми, что сказывается на долговечности.

Вентилятор (2):

Вентилятор радиатора — создает мощный поток воздуха, ускоряя охлаждение радиатора (при движении на малой скорости, в жаркую погоду, в пробках и т.д.). В современных автомобилях работает от электродвигателя и имеет несколько скоростей вращения, которые автоматически выбирает и включает бортовой компьютер, используя показания датчиков температуры. При включении кондиционера вентилятор радиатора включается на максимальной скорости и работает постоянно.

Водяной насос (3):

Водяной насос, или помпа — отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения автомобиля. Приводится в движение ременной передачей от вала двигателя (чаще) или от электродвигателя (реже). В связи со сложными условиями работы является расходным элементом — по регламенту меняется вместе с ремнем газораспределительного механизма (ГРМ) и роликами. На двигателях с цепной системой газораспределения автопроизводители рекомендуют менять помпу каждые 90 000 километров пробега.

Термостат (4):

Термостат — в системах охлаждения автомобиля регулирует движение охлаждающей жидкости (по малому или большому кругу) с целью ускорения прогрева двигателя и поддержания оптимальной температуры его работы. Когда мотор не прогрет до рабочей температуры термостат закрыт и жидкость движется только по малому кругу (рубашка охлаждения мотора и радиатор отопителя салона), после прогрева термостат открывается, и жидкость движется по большому кругу (через радиатор охлаждения).

Вентилятор отопителя (5):

Вентилятор отопителя — прогоняет очищенный от крупных частиц салонным фильтром уличный воздух через радиатор отопителя, тем самым снимает с него тепло, которое далее идет по воздуховодам и подается в салон. На машинах с кондиционером этот же вентилятор обдувает испаритель, снимая с него холод. Состоит из электродвигателя, крыльчатки и корпуса. Обычно располагается в салоне автомобиля — непосредственно в системе воздуховодов, реже — за моторным щитом.

Радиатор отопителя (6):

Радиатор отопителя, или печка — обычный теплообменник, который служит для отвода тепла в салон автомобиля. Устройство, схема подключения и принцип работы аналогичны основному радиатору. Главное отличие — радиатор отопителя меньше. Теплообменник постоянно нагрет, поскольку напрямую подключен к системе охлаждения автомобиля. Съем тепла с него осуществляется вентилятором — если он выключен, или перекрыта заслонка испарителя — в салон тепло попадать не будет.

Расширительный бачок (7):

Расширительный бачок предназначен для хранения излишков охлаждающей жидкости (антифриза), которые возникают в результате расширения этой жидкости в процессе нагрева. В автомобилях используют расширительные бачки открытого типа — закрывающая их крышка одновременно является клапаном (в некоторых автомобилях это просто крышка, а клапан находится на радиаторе), который поддерживает избыточное давление охлаждающей жидкости. Бачки делают из полупрозрачного пластика (для удобства контроля уровня жидкости) и располагают их в верхней точке системы охлаждения с целью недопущения появления воздушных пробок.

Все элементы соединены в замкнутый контур посредством патрубков (шлангов), отводов и втулок. Немаловажную роль в корректной работе системы охлаждения играет датчик температуры охлаждающей жидкости, обычно их ставят два — один дает показания на приборную панель, другой передает данные бортовому компьютеру. На основании температуры, например, может меняться состав топливовоздушной смеси, включаться или выключаться повышенные (прогревочные) обороты и вентилятор охлаждения.

Также часто в систему охлаждения мотора, особенно мощных двигателей, входит масляный радиатор (в основном это жидкостно-масляный теплообменник), который охлаждает моторное масло до температуры близкой к температуре ОЖ.

Принцип работы жидкостной (гибридной) системы охлаждения автомобиля

В каналы блока и головки цилиндров (так называемую рубашку охлаждения) подается жидкость с помощью водяного насоса (помпы). Жидкость забирает на себя часть тепла от двигателя и охлаждается в радиаторе. В системе охлаждения есть два круга обращения охлаждающей среды — малый и большой. Выбор пути регулируется термостатом — на «холодную» жидкость движется только по рубашке охлаждения (малый круг, иногда в него входит и радиатор отопителя) не попадая в радиатор, что ускоряет выход мотора на рабочую температуру.

Схема системы охлаждения двигателя

С повышением температуры жидкости в системе (отслеживается датчиками температуры) — термостат начинает приоткрывать путь на для жидкости на большой круг, в котором задействованы все элементы системы охлаждения как на приведенной выше схеме. Чем выше температура жидкости — тем сильнее открыт термостат. Если при максимальном открытии термостата температура продолжает расти и достигает определенного значения — включается вентилятор охлаждения радиатора, который ускоряет охлаждения жидкости.

Воздушная система охлаждения

Воздушные системы в свою очередь делятся на два типа — естественного и принудительного охлаждения. Естественная система воздушного охлаждения является наиболее примитивным вариантом — отвод тепла осуществляется с помощью оребрения на поверхности цилиндров (как на радиаторах воздушного охлаждения). Однако простота конструкции в купе с низкой теплоёмкостью воздуха создает ряд ограничений и проблем:

  • Невозможность применения на компактных и мощных двигателях из-за слабого отвода тепла;
  • Неравномерное охлаждение и как следствие необходимость решения проблем локального перегрева, в частности увеличивать поверхность оребрения в местах аэродинамической тени, располагать более горячие выпускные клапана «лицом» к потоку воздуха;
  • Необходимость не допускать сильного загрязнения пластин охлаждения, поскольку из-за этого сильно падает эффективность отвода тепла.

На сегодняшний день воздушное охлаждение естественно типа еще можно встретить на мотоциклах, мопедах и авиатехнике. На легковых автомобилях уже не применяется, на мототехнике вытесняется жидкостным охлаждением из-за возросшей форсировки моторов.

Двигатель Yamaha XVS950A

Принудительная система воздушного охлаждения применяется в стационарных объектах и технике, доступ воздуха к двигателю которой ограничен в следствие наличия капота или иных элементов на пути воздушного потока. В этом случае обдув двигателя осуществляется с помощью вентилятора. Конструкция по сравнению с системами естественного воздушного охлаждения усложнена только наличием вентилятора и тоже относится к простым. Также очевидным плюсом такой системы является отсутствие охлаждающей жидкости, как собственно и системы для ее циркуляции. Минусы: большие габариты двигателя, низкая эффективность охлаждения, высокий уровень шума от вентилятора. Как и у естественного воздушного охлаждения есть проблемы с неравномерным обдувом.

Самая известная машина с принудительной системой воздушного охлаждения — «Запорожец». Такого же типа охлаждение ставили на моторы моделей Volkswagen Kafer, Fiat 500, Citroen 2CV, Tatra 613. Volkswagen Type 2. В современных автомобилях принудительная система воздушного охлаждения не применяется. Но иногда умельцы реставрируют старые автомобили с двигателями с таким охлаждением. Например, вот экземпляр восстановленного Porsche 911 с четырехлитровым мотором с воздушным охлаждением (форсированный до 390 л.с и конструктивно доработанный):

Двигатель Porsche 911 с воздушным охлаждением

На этом знакомство с системой охлаждения двигателей автомобилей окончено. Типовые неисправности и поломки таких систем — тема для отдельной статьи. Если остались вопросы — не стесняйтесь, задавайте.

Какими бывают и для чего нужны вентиляторы охлаждения в автомобиле

В каждом автомобиле есть вентилятор охлаждения двигателя. Для чего он нужен?

Роль вентилятора в работе автомобиля

Вентилятор охлаждения двигателя выполняет функцию принудительного обдува радиатора и двигателя в момент, когда заведенный автомобиль не движется. Изначально при производстве машин было разработано два пути охлаждения двигателя:

  • воздушное;
  • жидкостное.

При жидкостной системе для охлаждения используется жидкость, но также играет немаловажную роль и обдув, поэтому вентиляторы применяются в обоих случаях. Главная роль, что возлагается на вентилятор, заключается в равномерном отводе теплого воздуха от радиатора и горячего двигателя.

Классификация вентиляторов охлаждения двигателя

Существует всего два типа вентиляторов автомобильной системы охлаждения:

  • механический вентилятор;
  • электрический вентилятор.

Первый вид вентилятора приводится в движение благодаря специальному ремню, что соединяет вентилятор с приводом коленчатого вала. Чтобы лопасти не рассыпались от большой скорости при высоких оборотах двигателя, крыльчатка вентилятора присоединяется к шкиву коленчатого вала при помощи термомуфты или гидромуфты.

Это специальный гидромеханический привод, являющийся разновидностью вискомуфты.

На высоких оборотах привод притормаживает вращение крыльчатки. Муфта устроена таким образом, что позволяет вращаться вентилятору на такой скорости, на какой это необходимо. Благодаря этому, производиться необходимый отвод тепла от двигателя.

Вентилятор, работающий от электрического привода, быстро завоевал свою популярность. Такой вентилятор работает на основе показателей датчиков температуры. Благодаря этому работа вентилятора стала более равномерной и эффективной.

Как устроены вентиляторы охлаждения двигателя

Механические вентиляторы

Поскольку электрические вентиляторы значительно эффективнее, то использование вентиляторов с вискомуфтой практически сошло на нет. Сегодня такие вентиляторы изредка применяют в некоторых моделях внедорожников. Это связано с тем, что электроника очень боится воды, а вот вискомуфта надежно защищена от любого попадания воды.

Вентилятор с электронным блоком управления

На основе показателей датчиков температуры, что чаще всего устанавливают в патрубке на выходе из радиатора и патрубке на выходе из двигателя, а также данных о работе двигателей электронный блок управления принимает решение о включении и выключении вентилятора, а также скорости вращения.

Вентилятор с термовыключателем

Термовыключатель установлен на определенные показатели температуры, например 70 и 85 градусов. При достижении нижней или верхней границы вентилятор включается или выключается.

Такие вентиляторы применялись в более старых моделях. Сейчас профессионалы рекомендуют электровентиляторы охлаждения купить для своего автомобиля, так как их работа эффективнее. Но при поломке электровентилятора придется обратиться к специалистам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector