Цифровой тахограф автомобиля принцип работы
Цифровой тахограф автомобиля принцип работы
Главная страница » Цифровой тахограф автомобиля принцип работы
Технологии призваны улучшать процессы и обстоятельства. Для этого разрабатываются высококачественные и простые в использовании решения, способствующие снижению на транспорте потребления природных ресурсов, рисков, отходов, выбросов и затрат. Поэтому актуальными видятся технология обработки сигналов CANbus и цифровой тахограф транспорта – как средства рационального управления и должного мониторинга работы. Между тем разработка и производство цифровых тахографов, а также решений, связанных с обработкой данных CANbus на транспортных средствах, осуществляются полным ходом.
Что такое цифровой тахограф?
Компании, обладающие богатым опытом производства автомобильных цифровых тахографов и ноу-хау в интерпретации сигналов транспортных средств, предлагают интересные продукты. Это удобное и простое электронное оборудование для полного использования CANbus, данных автомобиля и диагностических сигналов. Популярной электроникой здесь является цифровой тахограф – эффективная электроника современного автомобиля.
Электронное устройство, приспособленное для эксплуатации на современном транспортном средстве, именуется цифровым тахографом.
Современный цифровой тахограф автоматически записывает скорость и расстояние, а также контролирует активность управления. Прибором поддерживаются два основных функциональных режима:
- Контроль движения ТС и активность водителя.
- Контроль стоянки ТС и готовности к движению.
Первый режим обычно запускается автоматически по мере начала следования транспортного средства. Второй, кроме автозапуска, поддерживает ручной запуск.
Интерфейсы цифровых тахографов
Все цифровые тахографы оснащаются K-образным соединением на базе 8-контактного разъема D-sub. Информационные данные передаются через это соединение и описывают текущее состояние прибора, лица, управляющего транспортным средством и бортовой сети автомобиля.
Мониторинг эксплуатации транспортного средства выполняется более эффективно при условии оснащения современным цифровым тахографом
Передача данных не прекращается и тогда, когда автомобиль находится в режиме стоянки. Такая возможность прибора позволяет сохранять в памяти устройства сведения по смене статуса управления.
Конструкция цифрового тахографа обычно включает разъем «K-Line», который используется для подключения к выходу D-sub всех цифровых тахографов «VDO», «Stoneridge», «Actia» и других для считывания текущих данных.
Параметры, поддерживаемые K-line, следующие:
- статус лиц, управляющих ТС,
- идентификатор лиц, управляющих ТС,
- мониторинг времени работы,
- наличие карты,
- дата и время,
- скорость движения,
- одометр,
- VIN,
- регистрационный номер автомобиля.
Цифровой тахограф – как работает выгрузка
Цифровой тахограф хранит служебные данные и паспорта водителей внутри встроенной памяти. Работа внутренней памяти предусматривает сохранение данных за период, равный 365 дням (1 год).
Данные, хранящиеся в паспорте водителя, требуется выгружать с периодичностью в 21 день. Сведения, содержащиеся на чипах внутренней памяти, необходимо выгружать каждые 3 месяца. Собранные данные сохраняются в файлах с расширением «DDD». Эти файлы можно легко читать соответствующим программным обеспечением.
Выгрузка данных допустима с помощью флеш-карты или ноутбука непосредственно в автомобиле. Кроме того, поддерживается функция удаленного считывания информации через интерфейс CANbus с помощью программы «Remote Tacho Download» (RTD).
Структурная схема технологии: 1 — цифровой тахограф; 2 — Интерфейс сервисной шины CAN; 3 — интерфейс шины CAN автомобиля; 4 — модем; 5 — сервер; 6 — провайдер; 7 — кард-ридер офисный
При помощи интерфейса CANbus можно удобно выполнять требуемые загрузки посредством «Remote Tacho Download» без фактического посещения транспортного средства. Такая реализация предусматривает использование специальной карточки под кард-ридер.
Считыватель карт (карт-ридер) подключается к цифровому тахографу через модем поставщика телематических услуг и, как правило, работает с протоколами типа «Flex» или «SOLID-K».
Посредством такого обеспечения (при условии идентификации) можно читать данные автомобиля из внутренней памяти. Все прочитанные сведения при необходимости сохраняются в файл «DDD».
Тахометр остаточного времени
Функция тахометра остаточного времени поддерживается, к примеру, цифровыми тахографами «Siemens VDO» и «Continental VDO», благодаря опции «VDO Counter».
Опция «VDO Counter» позволяет более эффективно планировать время вождения и отдыха. Достаточно одного взгляда на дисплей цифрового тахографа, чтобы узнать остаточное время вождения и продолжительность следующего периода отдыха.
Доступны различные вариации, например, максимальное время управления транспортом для лица, управляющего ТС, после каждого периода отдыха или остаточное время вождения на день/на неделю.
Остаточное время вождения можно рассчитывать вручную, контролируя выходящие из тахографа данные в реальном времени. Но исследования показали, что даже самые точные процедуры расчёта этого времени дают разницу в несколько минут от идеального сценария.
Когда же устройство мониторинга отключено (выключено питание) или вручную добавляются записи через вход посредством карточки, между расчетными значениями и реальными значениями, отображаемыми на экране цифрового тахографа, могут появляться значительные различия.
Другое дело — системный тахометр. Здесь ошибки исключаются, потому что данные поступают непосредственно из памяти цифрового тахографа.
Тахометр подключается к сети и немедленно извлекает информацию из прибора, не требуя исполнения каких-либо расчётов и дополнительных операций.
Подключение аппарата к бортовой сети авто
Чтобы подключить аппарат к бортовой сети, необходимо соответствующие контакты разъёмов задней панели цифрового тахографа соединить с автомобильными интерфейсами.
Обычно каждую модель аппарата дополняет инструкция по эксплуатации, где есть принципиальная схема подключения. Например, схема подключения модели «VDO Continental» выглядит, примерно так:
Схема подключения аппарата «VDO Continental»: 1, 2 — клеммы аккумуляторной батареи; 3, 4 — предохранители; 5 — интерфейс CAN — RS232; 6 — разъём передней панели; A, B, C, D — сервисные разъёмы задней панели аппарата
При подключении аппарата особое внимание следует уделить подключению общего провода интерфейса питания. Задача заключается в том, чтобы обеспечить контакт общего провода без эффекта разности потенциалов.
Длина питающих проводников имеет значение. Поэтому, если цепь питания имеет значительную длину, желательно применить проводники большего диаметра.
Если конструкция транспорта предусматривает наличие выключателя «массы», не рекомендуется подсоединять общий провод аппарата именно к этому элементу автомобильной схемы. Лучшим вариантом является подключение непосредственно к минусовой клемме АКБ.
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
Тахографы, что это такое, что водителю важно знать
Этот прибор для некоторых видов автотранспорта является обязательным. В статье рассказано, что представляет прибор из себя, как он работает, в каких случаях его использование необходимо в соответствии с требованиями законодательства.
Для чего он нужен
Хотя в большинстве случаев этот прибор должен быть установлен в обязательном порядке, тем не менее некоторые водители ставят его на свой автомобиль добровольно.
Это связано с тем, что он может быть использован для следующих целей:
- Это устройство контролирует скорость и пройденное расстояние в любой момент времени. Это может быть важным аргументом, если будет необходимо дать пояснения правоохранительным органам.
- В данных тахографа учитывается время непрерывной работы шофёра и выдаётся предупреждение, если есть опасность переутомления.
- Происходит автоматический контроль превышения скорости.
- В тахографе хранится информация о времени работы и отдыха водителя. Если он работает на фирму, то директор может проверить, как он работал в течение дня.
Важно отметить, что наличие данного устройства на автомобиле является не только требованием российского законодательства, но и европейского. Поэтому, если предстоит выезд за пределы страны, тахограф в некоторых случаях становится необходимым.
При выборе подходящей модели надо выбирать не наиболее дешёвую, а ту, которая является сертифицированной. Только в этом случае информация, которая была записана, может иметь юридическую силу с точки зрения ГИБДД.
Из чего состоит и как работает тахограф
Внешне тахограф немного напоминает магнитолу. Для предохранения имеющейся в нём информации от фальсификации злоумышленниками, в нём используется шифрование.
Устройство должно быть сертифицированным. В этом случае его данные могут использоваться в качестве доказательства при разборе дела правоохранительными органами.
Это устройство в автомобиле располагается перед водителем, над лобовым стеклом. Оно включает в себя несколько частей:
- Дисплей, на котором отображаются текущие операции.
- Левый слот для карты, которую должен вставить водитель.
- Правый аналогичный слот. Здесь карту ставит второй водитель, при условии, что машину ведёт экипаж.
- На панели имеется пломба производителя.
- Под ним располагается USB-слот.
- Под дисплеем находятся кнопки для управления.
- Имеется миниатюрный принтер, закрытый крышкой.
Важно, чтобы прибор был оснащён приёмником системы глобального позиционирования (обычно это ГЛОНАСС).
Электропитание осуществляется за счёт подключения к системе электропитания автомобиля.
Тахографы для физлиц: кто должен установить в 2021 году?
В конце 2020 года правительство решило преподнести водителям и автовладельцам очередной «подарок» – отмену и введение новых приказов и постановлений. Из-за бюрократической неразберихи большинство владельцев грузовиков и автобусов до сих пор не понимают – отменили тахографы для физических лиц или их все ещё нужно устанавливать? Разбираемся, что делать с тахографами в 2021 году!
Проблемы и недопонимания начались из-за того, что правительство (достаточно внезапно, кстати) решило отменить часть законов и постановлений, выпустив документ, прекращающий их действие.
То есть, «де-юро» этим документом были отменены график оснащения для физлиц, регулируемый ранее Приказом №273, и некоторые исключающиеся из графика категории ТС. (Но радоваться не стоит, самое интересное далее).
Для замены этого документа правительство сразу выпустило и утвердило Приказ Минтранса № 438. При этом графика оснащения в новом документе не предусмотрено. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года. То есть, согласно новому документу, на все ТС физических лиц категорий М и N нужно установить тахограф с 1 января 2021 года, вне зависимости от категории и экологического класса.
График оснащения тахографами ТС физлиц. Когда и кому надо установить тахограф?
Согласно новым приказам тахографами должны быть оснащены транспортные средства, подпадающие под следующие условия, до 01.01.2021 года по Приказу Минтранса № 440.
- грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.
- транспортные средства категорий N2 и N3 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров) юридических лиц и ИП.
- транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации.
Кто получил отсрочку на установку тахографа?
Автомобили категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны установить тахограф до 1 января 2022 года.
Кто может не устанавливать тахограф по Приказу №440?
В Приказе Минтранса №440 описан ряд исключений из списка ТС, подлежащих обязательному оснащению тахографами.
- Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
- Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
- Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
- Автобиблиотеки, автосцены.
- Автомобили для перевозки живых животных, пчел.
- ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
- Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР. То есть тахограф нужен – ЕСТР.
Нужно ли устанавливать тахограф в 2021 году?
Из-за бюрократических перепетий с законами у многих сложилось впечатление, что устанавливать тахограф не надо. Это не так. За отсутствие тахографа на борту все ещё можно получить штраф, а установка устройства является обязательной для всех тех автобусов и грузовиков, что и раньше. Более того, теперь с 2021 года штраф может получить любой владелец подходящего ТС, даже если по старому графику его очередь оснащения ещё не подошла.
Надеемся, что представители проверяющих органов, как и министерство транспорта дадут водителям возможность постепенно выполнить новые требования, раз уж сроки изменились так внезапно.
Примечательно, что в июле и августе 2020 года министерство транспорта уже вносило изменения в график оснащения тахографами ТС физлиц. Была дана отсрочка на установку тахографа некоторым категориям автомобилей.
Если у вас остались вопросы касательно установки тахографа на машины юридических лиц, ИП или физических лиц, задайте вопрос нашим специалистам!
Вы можете получить бесплатную консультацию и установить тахограф по специальным ценам в официальной тахомастерской МониторингАвто!
Следите за Блогом МониторингАвто! В следующих статьях разберём другие изменения в законах о тахографах: нужно ли устанавливать оборудование на спецтехнику, как часто проводить поверки устройства и многое другое!
Если у вас остались вопросы касательно установки тахографа на машины юридических лиц, ИП или физических лиц, задайте вопрос нашим специалистам!
Что такое тахограф и для чего необходимо его устанавливать?
Установка тахографа: плюсы и минусы
Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима. Потраченных денег не жалко, ведь появляется возможность следующего:
- ревизировать скорость автомобиля, снижая риски получения убытков во время ДТП;
- предотвращать незаконные действия водителей, повышая доходы компаний, содержащих автопарки.
И ещё: с оборудованным тахографом в машине уже не получится скрутить пробег обычными способами.
Однако не эти функции прибора являются основными. Изначально он предназначен для повышения безопасности человеческой жизни и общего сокращения аварий на дорогах. Контроль над скоростным режимом и периодом работы водителя позволяет пресечь распространённые нарушения, чрезмерную утомляемость за рулём и т. д. Это уникальная возможность нормировать рабочий день.
Тахограф правильнее называть элементом системы позиционирования, отслеживающим движущийся автомобиль, что не позволяет расслабиться за рулём и быть всегда начеку. Отслеживать каждого водителя с высокой точностью и эффективностью позволяет спутниковая система ГЛОНАСС. А надёжно защищать накопленную информацию от злоумышленников — помогает криптошифрование.
Впрочем, находятся автомобилисты, не согласные с инсталляцией. Они по-своему правы, ведь стоимость установки тахографа может быть чересчур высока. Но приходится идти на эти траты, ведь жизнь и здоровье людей важнее денег. Современные тахографы сертифицируются правоохранительными органами, и переданная прибором информация может стать неоспоримой уликой в суде.
Особенности использования
Итак, вы установили тахограф на машину. Теперь владельцам авто и контрольным организациям доступна полная информация об особенностях совершаемых поездок. Конечно, прибор не может определить физиологическое состояние водителя, но он способен предупреждать переутомление и мошенничество. Фиксироваться будут как периоды работы-простоя, так и многое другое: несанкционированный слив горючего, изменения маршрута, превышение скорости и т.п. То есть тахограф поможет не только избежать ДТП, но также более точно планировать поездки и экономить на расходах.
Устройство тахографа
Классический 1-диновый тахограф аналогичен магнитоле, не занимает много места, легко устанавливается в автомобиль. Существует и другой вариант — круглой формы, выглядит как спидометр машины, но гораздо функциональнее.
Включает прибор такие составляющие:
- регулятор движения особого типа, с возможностью шифровать данные;
- дисплей с управляющими кнопками;
- шифровое устройство с ГЛОНАСС;
- считыватель карт, помогающий идентифицировать конкретного водителя;
- печатающее устройство, выводящее информацию на бумагу;
- GPRS прибор, передающий данные на сервер.
Подключение тахографа к электросистеме автомобиля осуществляется посредством CAN-шин или других, менее сложных устройств.
В задачи тахографа входят: контроль запуска автодвигателя, измерения скоростных и временных параметров. Замеры осуществляются собственными датчиками.
Как осуществляется доступ к данным
Для работы с данными автомобильного тахографа выпускаются специальные карты с чипами, имеющими разный уровень доступа. Они выглядят как обыкновенные пластиковые карточки и бывают следующих видов:
- Карта установщика, применяемая в процессе установки и настройки.
- Карта водителя для идентификации того, кто садится за руль.
- Карта предприятия (владельца) дает собственнику авто информацию об особенностях поездки.
- Карта контролера для снятия показаний контрольными органами.
Разновидности тахографов
Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.
- Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
- Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.
Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.
- ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
- СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.
У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.
ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.
Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.
- Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
- ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.
Есть отличия и между водительскими картами:
- российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
- оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.
Общие моменты
Аварии часто происходят по вине водителей, и не самое последнее место по частоте занимают ДТП, которые происходят из-за усталости водителей и их невнимательности.
Тахограф должен решить эту проблему, поскольку отслеживает процесс труда водителя, и фиксирует все превышения нормативной нагрузки.
В Российской Федерации тахограф обязательно требуется тем транспортным средствам, которые заняты в коммерческой сфере, частным же водителям он не нужен, если они не зарабатывают на авто.
В автомобиле, который перемещает грузы или пассажиров исключительно на территории России, должен стоять цифровой тахограф с установленным блоком шифрования СКЗИ.
Он позволяет защищать данные и не позволяет их изменять. Таким образом, контролер сможет увидеть только достоверную информацию о скорости водителя, том, сколько времени он работает и прочих нюансах поездки.
Поэтому тахограф всегда должен быть в исправном состоянии, а от водителя требуется его личная карта, которая идентифицирует его как пользователя.
Что это такое
Тахограф представляет собой коробку, похожую на магнитолу, которая имеет в себе процессор, разъемы для карточек, дисплей и блок печати.
Управление осуществляется кнопками на корпусе, которые позволяют выставить время, выбрать режим работы и произвести иные настройки.
Тахограф работает благодаря объединению в единую систему с датчиками, устанавливаемыми на валу коробки передач, спидометре, а некоторые варианты позволяют отслеживать расход топлива.
Таким образом, можно сказать, что отдельно тахограф может только отслеживать работу водителя в зависимости от выбранного режима и вставленной карты.
Другие параметры техника может прочитать за счет датчиков, которые установлены по всему автомобилю.
Из чего он состоит
Цифровой тахограф является достаточно сложным устройством, которое функционирует благодаря некоторым компонентам.
Так, в нем есть блок питания, микропроцессор, позволяющий обрабатывать данные, а также картоприемники для использования сервисных и водительских карточек.
Кроме того, тахограф также оснащен блоком приема навигационных сигналов GPS/ГЛОНАСС и термопринтером, который дает возможность распечатывать отчеты об использовании автомобиля и режиме работы водителя.
Отдельно следует сказать, что по нормам каждый цифровой тахограф в России должен быть оборудован блоком защиты информации криптографическим способом СКЗИ.
Он может быть как внутри корпуса техники, так и подключаться через дополнительные разъемы, и благодаря этому устройству обеспечивается не только защита информации, но и ее целостность.
При нарушениях водитель не может изменить данные, что дает возможность вовремя выявить их и принять меры по предотвращению.
Действующая нормативная база (закон)
Использование цифровых тахографов регламентировано законодательством напрямую, и требование оснастить ими коммерческие автомобили должно выполняться обязательно.
Этого требует в частности приказ Минтранса РФ “Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами”.
В его содержании указано, на какие автомобили обязательно нужно ставить тахографы, какие приборы уже не могут считаться нормативными, и в какой период необходимо произвести их замену.
Приборы учета европейского образца тоже оговорены в этом приказе, поскольку в некоторых случаях их тоже можно использовать.
Если тахограф цифровой DTCO 3283 или другой находится в неисправном виде, эксплуатируется без карточки, или вообще отсутствует, то будет назначено наказание по статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно этому нормативному акту за подобные проступки полагается наказание в виде штрафа, который предусмотрен как для водителей, так и должностных лиц, допустивших нарушение.
Правила установки
Тахографы больше ориентированы на коммерческие перевозки. Без них просто невозможно учитывать время и пробег конкретного транспортного средства. В основном, приборы ставят на такие машины:
- пассажирские автобусы, вмещающие более 8 человек;
- грузовики, массой более 3,5 т, осуществляющие фрахтовку.
Установка тахографа необязательна на пригородных автобусах и маршрутках, автомобилях экстренного назначения, машинах скорой помощи и авто для оперативно—розыскной деятельности.
Штраф за отсутствие тахографа
По закону — тахограф является особым средством контроля, рассчитанным учитывать данные о различных состояниях автомобиля в определённый момент времени.
Регламент от Минтранс включает пункт, подразумевающий наказание за отсутствие тахографа в тех транспортных средствах, в которых прибор является обязательным. Административная ответственность за нарушение вступило в силу ещё с 1 апреля 2014 года и действует поныне. С 1.07.2016 года законом карается использование аналогового тахометра — он должен быть в обязательном порядке заменён на цифровой.
Что такое СКЗИ
СКЗИ – это средства криптографической защиты информации. Представляют собой специальные приспособления, которые собирают и фиксируют поступающие от датчиков модули вне зависимости от наличия питания. Такой прибор представляет собой записывающий блок, снабженный выходом для GPS-антенны, при помощи которой он осуществляет свое позиционирование. Основное предназначение системы – защита полученных сведений от внешней корректировки и работа с цифровой подписью. Следует иметь в виду, что зашифрованные с помощью СКЗИ данные расшифровываются только правоохранительными органами с использованием специального сертифицированного оборудования.
В какие сроки и на какие автомобили надо устанавливать тахографы
Что такое тахограф и для чего он нужен
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дано официальное определение, согласно которому тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.
В переводе с русского на понятный это означает, что тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителя.
На какие авто нужен тахограф
Тахографы необходимо устанавливать на:
- автобусы (транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
- грузовики тяжелее 3,5 тонн.
Не надо устанавливать тахографы на:
- троллейбусы;
- автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
- автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
- автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
- учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
- авто, проходящие дорожные испытания.
Также не надо устанавливать тахографы на:
- автобетононасосы;
- автобенотосмесители;
- автогудронаторы;
- автокраны;
- автомобили скорой помощи;
- эвакуаторы;
- пожарные автомобили;
- транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
- автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
- транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
- медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
- автолавки;
- автобусы для ритуальных услуг;
- автомобили-дома;
- бронированные транспортные средства;
- специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
- грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
- специальные транспортные средства;
- передвижные лаборатории и мастерские;
- передвижные телевизионные студии.
Специальное транспортное средство
Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»)
Основным квалифицирующим признаком, позволяющим отнести транспортное средство к категории специальных транспортных средств, является его предназначение для выполнения специальных функций, в целях выполнения которых требуется специальное оборудование.
К примеру, подтверждением того, что конкретный автомобиль оснащен краном-манипулятором, может свидетельствовать особая отметка в ПТС.
Для того, чтобы понять относится ли транспортное средство, оснащенное краном-манипулятором к специальным транспортным средствам, необходимо обратиться к любому одобрению типа на данный вид автомобиля. Например, в соответствии с одобрением типа TC RU E-RU.MT39.00485, назначением транспортного средства является механизация погрузочно-разгрузочных работ и перевозка различных видов грузов.
Учитывая , что механизация погрузочно-разгрузочных работ является специальной функцией в целях выполнения которой требуется специальное оборудование (кран-манипуляторная установка), указанное транспортное средство может быть отнесено к категории специальных транспортных средств. А специальные транспортные средства тахографами не оснащаются (Приложение № 2 к приказу Минтранса России № 36 от 13.02.2013).
Есть и другая точка зрения, согласно которой тахограф на манипулятор нужен исходя из Приказа № 16 Министерства Транспорта РФ от 28.01.2016 (вступил в действие 12 марта 2016 года). В этом приказе были отражены изменения, касающиеся перечня ТС для обязательной установки тахографов. Так, ранее, в приказе № 36 МинТранса (от 13 февраля 2013 года) краны-манипуляторы входили в список исключений, т.е. вопрос их оснащения тахографами оставлялся на усмотрение собственника. П.2. приказа №16 исключил КМУ из этого списка, сделав установку на них бортовых самописцев обязательной.
Кроме этих двух приказов, нормативная база, регламентирующая установку и эксплуатацию контрольных устройств, включает и другие документы:
- Регламент Таможенного Союза 018/2011, определяющий требования к безопасной конструкции автомобилей и аналогичных транспортных средсв.
- Приказ МинТранса № 273, в котором содержатся общие сведения об оснащении системами автоматической регистрации колесных ТС.
- Федеральный закон № 196, регламентирующий нормы безопасности дорожного движения.
- Федеральный закон № 184, в котором содержатся нормы, касающиеся технических регламентов как таковых.
- КоАП РФ, содержащий информацию о нарушениях, связанных с установкой и использованием тахографов на транспортных средствах, а также сведения о суммах штрафов для разных категорий нарушителей.
Тахограф на личное грузовое авто
С 1 ноября 2019 года тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С (массой более 3,5 тонн) и автобусы категории D, принадлежащие юридическим лицам и ИП.
С другой стороны, в ПТС не указано, что владельцем авто является ИП.
А что же, если авто зарегистрировано на физлицо, которое не является ИП?
Согласно закону «О безопасности дорожного движения» с 1 ноября 2019 года установка тахографов обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если Вы являетесь владельцем грузового автомобиля и не зарегистрированы как ИП, то должны установить тахограф в следующие сроки (приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2019 г. № 339 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении»):
экологический класс которых не определен
до 1 марта 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 июня 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 сентября 2020 г.
экологический класс которых не определен
до 1 декабря 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 марта 2021 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 июня 2021 г.
экологический класс которых не определен
до 1 ноября 2019 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 февраля 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 мая 2020 г.
экологический класс которых не определен
до 1 августа 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 ноября 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 февраля 2021 г.
принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» установлено, что:
С 1 января 2021 г . оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщении.
С 1 января 2022 г. оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении.
Положения, касающиеся оснащения тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, не применяется в случае, если в отношении таких транспортных средств выданы карточки допуска транспортного средства к осуществлению международных автомобильных перевозок и указанные транспортные средства оснащены контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Статья написана и размещена в пятницу 13 декабря 2019 года. Дополнена — 08.12.2020
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Что такое тахограф в автомобиле и каковы правила его установки?
Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом — из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым оно очень помогает. Поэтому важно разобраться, что такое тахограф в автомобиле. Итак, давайте рассмотрим этот вопрос.
Характеристика
Тахограф – это прибор для осуществления контроля над автомобилем и условиями труда водителя. Данное устройство регистрирует следующие параметры:
- Пройденное расстояние.
- Время поездки.
- Скорость движения.
- Время стоянки или остановки.
Из списка регистрируемых параметров становится понятно, что такое тахограф в автомобиле.
Грубо говоря, это регистратор езды, следящее устройство. Ведь наличие системы позиционирования позволяет в буквальном смысле отследить движущийся автомобиль, что дисциплинирует водителей.
Назначение
Элемент появился для обеспечения безопасности автомобильных перевозок и автомобильного движения вообще. Данное устройство позволяет контролировать скоростной режим. Это снижает вероятность ДТП. Наличие тахографа и его показаний в случае аварии поможет доказать невиновность водителя или, наоборот, привлечь его к ответственности. Установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает практически прямо. Кроме того, контролер поездки может отслеживать время нахождения конкретного водителя за рулем и его отдыха.
Правила установки тахографов на автомобили
Из назначения устройства становится понятно, что оно больше ориентировано на коммерческие перевозки, когда необходимо учитывать, кто, сколько и когда проехал на данном транспортном средстве. Итак, на какие автомобили устанавливаются тахографы?
- грузовики, перевозящие опасные грузы полной массой более 3,5 т;
- автобусы с количеством посадочных мест более 8 и массой до 5 т;
- грузовики, которые осуществляют перевозки на расстояния более 50 км;
- техника полной массой более 15 тонн, не перевозящая опасный груз;
- грузовики с разрешенной максимальной массой 12-15 т, не осуществляющие междугородние перевозки;
- грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т, перевозящие любые грузы.
Последний пункт был добавлен в апреле 2015 г. Из этого следует, что установка тахографа на грузовой автомобиль практически во всех случаях обязательна. Малые пассажирские перевозки тоже подпадают под область применения данного устройства.
Когда не надо устанавливать прибор?
Есть моменты, когда не обязательна установка тахографа на автомобиль. Закон гласит, что монтаж можно не делать на пригородных автобусах и эвакуаторах, машинах-уборщиках улиц, автомобилях экстренных служб (пожарные, скорая помощь, МЧС), автокранах.
Также это касается автомобилей, которые заняты на оперативной и розыскной деятельности.
Виды устройств
Приборы существуют двух видов: аналоговые и цифровые. Первые тахографы — круглые, чем-то похожие на обычный спидометр. Появились намного раньше цифровых. Что такое тахограф в автомобиле современном? Это цифровое устройство, размерами и формой напоминающее автомагнитолу. Устройства снабжены жидкокристаллическим экраном, на который выводится вся необходимая информация. Отличия у этих двух видов — не только во внешности. Аналоговые устройства записывают информацию при помощи специальных датчиков на круговую диаграмму. В ней водитель предварительно указывает дату и время начала поездки.
Сама карта устанавливается внутрь устройства, и оно, поворачивая диаграмму, строит график движения – среднюю скорость, количество и время остановок и т. д. Цифровое устройство фиксирует информацию на бумажном носителе типа кассового чека, который печатается после окончания поездки.
Ввиду более надежного и точного регистрирования полученных данных, а также простоты работы с ним, цифровое устройство практически полностью вытеснило аналоговое. Кроме того, цифровые устройства получили возможность позиционировать свое собственное местоположение при помощи системы ГЛОНАСС, что еще больше добавляет точности получаемым данным. Помимо этого, они оборудуются криптографическим модулем. Последний обеспечивает надежное шифрование записанных данных.
Что такое СКЗИ
СКЗИ – это средства криптографической защиты информации. Представляют собой специальные приспособления, которые собирают и фиксируют поступающие от датчиков модули вне зависимости от наличия питания. Такой прибор представляет собой записывающий блок, снабженный выходом для GPS-антенны, при помощи которой он осуществляет свое позиционирование. Основное предназначение системы – защита полученных сведений от внешней корректировки и работа с цифровой подписью. Следует иметь в виду, что зашифрованные с помощью СКЗИ данные расшифровываются только правоохранительными органами с использованием специального сертифицированного оборудования.
Как осуществляется доступ к данным
Он производится при помощи специальных карт с чипами, которые имеют разный уровень доступа к чтению информации. Элементы вставляются в специальную прорезь в передней панели аппарата. Они представляют собой обычные пластиковые карточки. Последние разделяются на следующие категории:
- Карта мастера-установщика. Она используется специалистом при первичной настройке и при установке тахографа в автомобиль.
- Карта самого предприятия. Она обеспечивает доступ к сохраненным данным о поездке. Именно она позволяет получить наибольшее количество данных обо всех особенностях поездки.
- Карта контролера. Служит для снятия текущих показаний правоохранительными органами, в том числе и ГИБДД.
- Индивидуальная карта водителя. Используется для идентификации того, кто сейчас находится за рулем.
Все перечисленные карты обладают разной степенью доступа к информации, от высшей к низшей. В чем отличия?
Карта водителя, например, обладает способностью только зафиксировать время поездки, скорость и время стоянки автомобиля с данным человеком. Таким образом, этот аппарат контролирует многодневные поездки с несколькими водителями с условием постоянного мониторинга их условий.
Особенности использования
Итак, теперь становится понятно, что такое тахограф в автомобиле на сегодняшний день. Это довольно востребованное устройство для более полного контроля над особенностями поездки. Конечно, элемент не регистрирует физиологическое состояние водителя, но предупредить переутомление или мошеннические действия с его стороны он вполне способен. Тем более что установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает прямо и недвусмысленно.
С его помощью можно предотвратить несанкционированный слив горючего и опасное превышение скорости. Также при использовании тахографа невозможно скрутить счетчик пробега в меньшую или большую сторону и откорректировать другие параметры. Кроме того, учет средней скорости в поездке позволит планировать дальнейшие разъезды и экономить на расходах, как временных, так и материальных.
Заключение
Таким образом, тахографы с каждым годом становятся все более популярными. Конечно, они весьма недешевы (60 тысяч рублей с установкой). Но получаемая за их счет экономия покрывает издержки. Тем более что применяются они в основном в коммерческих структурах. Возможно, они появятся и в обычных автомобилях. Другой вопрос – зачем это нужно и насколько оправдано.
Все о тахографах
На коммерческий транспорт весом свыше 3.5 тонн или с числом посадочных мест более восьми в России обязательно устанавливать прибор контроля режима работы ТС – цифровой тахограф, и в этой статье мы расскажем подробнее, что это за устройство, как работает, где его можно купить, какова стоимость и правила установки.
Начнем с того, что тахографом называется контрольное устройство, монтируемое на определенные категории автомобилей с целью регистрации и хранения информации обо всем, что происходит во время его движения. Главная задача прибора – обеспечить безопасность на дороге, связанную с нарушением водителем скоростного режима, усталостью, вызванной долгим нахождением за рулем без перерыва. Кроме того, данные цифрового тахографа позволяют диспетчеру компании следить за отклонениями от маршрута и контролировать транспортное средство. Для защиты информации и невозможности ее корректировать в России используется специальное оборудование для тахографов – криптографический блок СКЗИ. Работа прибора начинается после того, как водитель вставляет в слот специальную карту перед началом движения. С этого момента все данные фиксируются одновременно в блоке тахографа и на карте.
Какой купить тахограф
В настоящее время в зависимости от того, какие перевозки будет осуществлять транспортное средство, можно использовать один из двух типов тахографов:
- с СКЗИ для внутренних перевозок по России;
- ЕСТР для международных грузопассажирских перевозок.
Где поставить тахограф на автомобиль
Поскольку использование тахографа имеет целью сохранение в зашифрованном виде информации для контроля, без несанкционированного доступа для ее корректировки, установить прибор можно только в специализированных мастерских, получивших официальное разрешение. Мастерские должны иметь лицензию ФСБ, и быть внесены в Реестр мастерских ФБУ «Росавтотранс». Только в них законно могут провести как установку прибора, так и настроить тахограф, провести обслуживание и ремонт.
Где купить карту водителя для тахографа
Карта тахографа по сути есть электронный ключ для работы с бортовым самописцем. Это персонифицированная карта, служащая для идентификации водителя и определения параметров доступа, а также хранения данных тахографа для предъявления контролирующим органам. Заказать карту водителя также можно в специализированных мастерских, работающих с тахографическим оборудованием. Поскольку производства идентификационных чипов на тахографы расположены в Москве, водителям из регионов выгодней оформлять карту дистанционно у проверенных дилеров.
Если у вас возникли вопросы, какой купить тахограф, где установить, как оформить карту водителя, позвоните на номер +7 (495) 645-70-60 и специалисты мастерской МосАвтоКарт дадут на них подробные ответы.
Тахограф: что это такое в автомобиле
Тахограф – это измерительное устройство, которое устанавливается в автомобиле и ведет контроль маршрута, скорости передвижения, режима работы водителя, соблюдения ПДД. Все эти показатели регистрируются и записываются.
Вначале тахограф помогал только контролировать соблюдение правил охраны труда водителем. В первую очередь это касалось режима отдыха, поскольку усталость часто является причиной ДТП. Со временем функциональность тахографа расширилась. С его помощью не допускают чрезмерную усталость водителя, нарушения скоростного режима и решают другие задачи учета состояний транспортного средства в определенные временные интервалы.
Как устроен тахограф
Тахограф – малогабаритный прибор, для его установки не требуется много места. В состав тахографа входит несколько основных узлов:
- Считыватель карт, предназначенный для идентификации членов экипажа транспортного средства.
- Устройство для шифрования с ГЛОНАСС.
- Дисплей и кнопки управления.
- Особый регулятор движения, в котором предусмотрена функция шифрования данных.
- GPRS устройство, выполняющее передачу информации на сервер.
- Блок печати, дающий возможность распечатать данные на бумажном носителе.
Тахограф после установки подключается к электросети автомобиля любым из стандартных способов.
Виды тахографов
Существует два основных исполнения корпуса – круглой формы (внешне поход на спидометр) и прямоугольной (похож на автомагнитолу). По методу фиксации информации тахографы бывают двух типов:
- Аналоговые приборы, бывшие в широком употреблении ранее, а в настоящее время уже запрещены к установке на законодательном уровне и практически полностью вышли из употребления. Они фиксируют данные на таходиск, причем данные о водителе были заполнены изначально. Основной недостаток: их достаточно легко обмануть.
- Цифровые устройства с криптомодулем фиксируют информацию на электронную карту, а также способны поддерживать систему глобального позиционирования. Обмануть их практически невозможно.
По правовому подчинению цифровые тахографы подразделяются на три основных группы:
- ЕСТР (аналоговые и цифровые),
- без средств криптографической защиты информации (720 приказ),
- с блоком навигационно-криптографического модуля (СКЗИ).
ЕСТР – это Европейское соглашение, наводящее порядок в регулировании работы водителей автомобилей, выполняющих международные автомобильные перевозки. В основу тахографов европейского стандарта положены европейские правовые нормы, базирующиеся на положениях ISO. Россия подписала и ратифицировала международный договор на использование таких тахографов. Он касается любых транспортных средств, зарегистрированных в странах, участниках ЕСТР, или перемещающихся по дорогам стран-участниц соглашения.
Что такое СКЗИ в тахографе?
СКЗИ (средства криптографической защиты информации) – это стандарт, разработанный российскими специалистами. Оснащенные такими блоками тахографы третьей группы нельзя вывозить за пределы Российской Федерации, их используют только на территории страны.
Несмотря на то, что приборы с СКЗИ стоят немного дороже, чем с ЕСТР, их установка и использование имеет несколько весомых плюсов. В частности, российский стандарт, в отличие от общеевропейского, не требует обязательного монтажа регулятора скорости. А это удешевляет установку прибора не менее чем на 6-7 тысяч рублей. Расчет скорости в устройствах с СКЗИ выполняется через систему ГЛОНАСС.
Что такое карта тахографа
Для цифрового тахографа используется личная карта водителя, выдаваемая строго индивидуально и оснащенная микрочипом. Срок действия карты – 3 года со дня выдачи, после чего ее переоформляют. Личная карта для тахографа представляет собой универсальный инструмент контроля и учета всех действий водителя, совершаемых ими на пути следования.
Приступив к работе, водитель должен вставить свою личную карту чипом кверху в специальный слот тахографа. После считывания информации происходит идентификация — данные водителя появляются на экране (если карта вставлена правильно). Если тахограф не читает карту, следует обратиться в мастерскую, где прибор обслуживается, чтобы восстановить его работоспособность. Если тахограф принят карту, после вывода данных на экран водитель имеет право приступать к работе.
Режим движения транспортного средства в пути автоматически регистрируется прибором. Остановив машину, водителю следует проверить, какой режим регистрирует тахограф. Если зажигание будет выключено, прибор автоматически переключится на режим отдыха. Когда рабочий день окончен, водитель должен вытащить свою карту из слота тахографа (для ее извлечения предусмотрена соответствующая кнопка).
Карта цифрового тахографа.
Нужно отметить, что использование личной карты тахографа другого водителя недопустимо. Также запрещено без личной карты садиться за руль транспортного средства, если на нем установлен цифровой тахограф.
Карты для цифровых тахографов, как и сами эти устройства, бывают трех видов:
- карты для тахографов ЕСТР
- карты для тахографов без блока СКЗИ 720 приказ
- карты для тахографов с блоком НКМ (СКЗИ)
Каждый из водителей имеет право получить по одной карте каждого из вышеперечисленных типов. На любой из них нанесены водяные знаки, логотипы и уникальная информация, делающие их использование в тахографах другого вида невозможным.
Отличительной особенностью карт для тахографов с СКЗИ является добавочный уровень защиты в виде PIN-кода, которого нет у карты ЕСТР.
На какие транспортные средства ставится тахограф
В обязательном порядке тахографы ставятся на транспортные средства, используемые в коммерческих целях:
- автобусы, в которых установлено свыше 8 пассажирских мест;
- грузовые транспортные средства для перевозки опасных грузов;
- грузовые автомобили, грузоподъемностью 3,5 — 15 тонн.
Монтаж тахографов и эксплуатация в дальнейшем предусматривается только в тех случаях, когда машина применяется в коммерческой деятельности. Наладить действенный учет и контроль пробега и времени каждого из транспортных средств без них просто не представляется возможным.
Для грузового или грузопассажирского транспорта, принадлежащего частным лицам, тахографический контроль не является обязательным. Если такие приборы ставят, то предусматривают для них специальный режим АУТ.
Виды тахографов
Возросшие объемы перевозок автотранспортом, в особенности, международные, выявили необходимость в контроле за находящимся в рейсе транспортом, его техническим состоянием и режимами эксплуатации, а также за режимом работы водителей. Результатом стали введенные правила ЕСТР, обязывающие оснащать транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 тахографами. В России обязательная их установка началась с 16 июня 2010 г. Что же это за устройства, и какие бывают?
Виды и типоразмеры тахографов
Аналоговые
Исторически первые тахографы были аналоговыми, т.е. запись всех собираемых этим устройством параметров производилась на специальные диски, изготавливаемые из спецбумаги, покрытой слоем краски, слоем белого оксида цинка и закрытой прозрачным пластиком с нанесенными шкалами и пиктограммами. Во время работы игла самописца рисует на этом диске, продавливая белый слой и заставляя проявиться краску.
Данные устройства производились разных типоразмеров: круглые, прямоугольные. Первые могли устанавливаться вместо штатного спидометра, расширяя тем самым функционал заменяемого прибора фиксированием параметров работы автомобиля и водителя. Вторые имеют типоразмер 1DIN, т.е. соответствуют размерам обычных автомагнитол, и могут устанавливаться в их штатное место.
Одними из недостатков этого вида приборов являются:
- Слабая защита от умышленного искажения информации.
- Трудоемкость считывания, анализа данных и выявления подделки.
- Наличие механических частей не лучшим образом сказывается на надежности аппарата.
С 2006 года этот тип тахографа выведен из эксплуатации и не может устанавливаться на автотранспорт. На его смену пришел новый вид устройств.
Цифровые
Данный вид тахографов использует персональные СМАРТ-карты водителей, на которые записывается вся информация, отражающая режим их работы и отдыха. Одновременно информация хранится в самом тахографе. Данные сохраняются в течение 365 дней, а каждые 4 недели накопленные данные передаются на предприятие.
Говоря о преимуществах этого вида тахографов, можно упомянуть:
- Защищенность записываемых данных от подделки и влияния извне на фиксируемые параметры работы транспорта и водителей.
- Возможность хранения большого объема данных, накапливаемых в течение года.
- Более легкий режим считывания и обработки данных.
- Надежность самого устройства, т.к. в нем практически отсутствуют механические узлы.
По размеру эти устройства соответствуют автомагнитолам размером 1DIN, поэтому могут устанавливаться в предусмотренное для них место, если конструкция автомобиля изначально не предусматривает использование тахографа.
Еще одно достоинство цифровых тахографов, как и любой подобной техники – это возможность расширить функционал устройства за счет дополнительных возможностей, например, сбора большего количества данных, автоматизации некоторых процессов и т.д. В зависимости от модели и комплектации, цифровые тахографы могут различаться наличием или отсутствием некоторых блоков, новых возможностей.
Классификация тахографов
Цифровые тахографы, в отличие от аналоговых, могут быть укомплектованы следующими блоками:
- Блок СКЗИ (средство криптозащиты информации). Напоминает блок ЭКЛЗ, устанавливаемый в кассовые аппараты. Он имеет энергонезависимую память, шифрование данных и сохраняет копию всех записываемых тахографом параметров, что повышает защиту от возможной фальсификации данных.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС. Система спутникового позиционирования, позволяющая фиксировать местоположение автомобиля на протяжении всего рейса.
- Модем GPRS. Необязательный блок, позволяющий использовать беспроводной способ связи с главным компьютером компании, например, для передачи данных, если подошел срок для этой операции или по мере необходимости.
- Принтер. Позволяет распечатывать результаты работы водителя для контроля. Вся эта информация содержится в тахографе.
Существует 2 вида тахографов: сертифицированные для использования в странах ЕС и допущенные к применению в РФ; устройства, оснащенные блоками ГЛОНАСС и СКЗИ для применения на территории РФ. В «европейских» вариантах, с которыми, кстати, возможен выезд за пределы России, этих блоков (СКЗИ и геопозиционирования) нет, в результате чего стоят они меньше.
Модели тахографов, разрешенные к эксплуатации
Моделей этих устройств, разрешенных к применению, не так много. Если говорить о цифровых вариантах, то из зарубежных тахографов к установке и эксплуатации допущены:
- DTCO 1381 производства Continental (ранее Siemens).
- SE5000 компании Stoneridge. Одно из наиболее распространенных устройств.
- Efkon-3 (4) австрийского производства компании Efas. Отличительная особенность – отдельный принтер, что повышает надежность, т.к. печатающее устройство – единственное, которое имеет механические движущиеся части, и при выходе его из строя нет надобности менять весь тахограф. Достаточно заменить только принтер.
- SmarTach STDII компании Actia.
Тахографы, разрешенные к использованию только на территории РФ, и оснащенные дополнительными блоками, согласно российскому законодательству: «Штрих-Тахо RUS», «Меркурий ТА-001», «КАСБИ DT-20», «ТЦА-02НК», «Атол Drive 5», DTCO 3283, EFAS V2 RUS
Тахограф – устройство, ставшее обязательным к применению на автомобилях с общей массой более 3.5 тонн, или перевозящих более 8 пассажиров. Установка аналоговых приборов не разрешается, но их эксплуатация допустима до 1-го января 2018 года. Этот прибор позволяет контролировать режим работы водителя, регламентировать время работы и отдыха, следить за соблюдением скоростного режима, и, в конечно счете, непосредственно участвовать в снижении аварийности, сохранении жизней и грузов.