Camgora.ru

Автомобильный журнал
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему автомобиль бьет током

Почему автомобиль «бьет током»?

Откуда берется разряд электричества, и как с ним можно бороться?

  1. Неисправность проводки
  2. Трение о воздух
  3. «Человеческий фактор»

Со слабыми ударами электротоком от кузова автомобиля сталкивался, пожалуй, каждый автолюбитель. Чаще всего это происходит во время выхода из салона: остановился, открыл дверь, на выходе задел кузов и почувствовал неприятное ощущение от электроразряда.

Конечно, это не опасно для жизни и здоровья, но неприятно. К тому же, неожиданно получив от автомобиля такой «сюрприз», можно запросто уронить находящийся в руке мелкий предмет, например, смартфон. Поэтому для некоторых автовладельцев это становится такой реальной проблемой, что они на выходе из машины даже начинают приспускать рукава кофты, чтобы не коснуться кузова оголенной рукой.

В чем причина того, что автомобиль «бьется» электротоком? Причин может быть несколько. При этом в одних случаях «виновником» электрического разряда является автомобиль, а в других – человек.

Неисправность проводки

Иногда оголенные участки проводов начинают соприкасаться с металлом и «пробивать на массу». Машина в этом случае как бы становится конденсатором с достаточно внушительной емкостью. И когда человек прикасается к ее кузову, он получает разряд электротока.

Из-за чего это происходит? Изоляция проводов бортовой электросети со временем изнашивается. Например, она часто перетирается в некоторых местах. Иногда фиксирующие соединительные элементы оказываются защелкнутыми не до конца и отсоединяются. Все это приводит к перечисленным неприятным явлениям.

Как это исправить? Необходимо показать машину автоэлектрику. Даже не обладающий солидным опытом мастер сможет достаточно быстро выявить, в каком месте произошла поломка, и устранить дефект.

Источник изображения: vazzz.ru

Трение о воздух

Автомобиль может накапливать заряд статического электричества и при исправной проводке. Он появляется на корпусе машины из-за трения кузова о воздушные потоки во время быстрого движения. Такой эффект чаще возникает в жаркие и сухие дни. Накопление электрозаряда происходит при перемещении в пространстве. А потом вышедший из салона человек становится для него проводником.

«Человеческий фактор»

«Виновником» ситуации может стать не автомобиль, а человек, одетый в вещи с большим содержанием синтетического или шерстяного волокна. Во время движения машины происходит трение одежды об обивку автокресла. Из-за этого водитель сам накапливает заряд статистического электричества. Ничего не подозревая, он задевает за кузов или дверь, когда выходит из машины, и в этот момент ощущает разряд.

Источник изображения: samarskie-voditeli.ru

Проводником электричества в этом случае выступает уже автомобиль. Это подобно тому, как при расчесывании волос пластиковой щеткой они электризуются и «становятся дыбом». Или при снятии свитера через голову слышится легкое потрескивание, а в темноте даже видны мелкие искорки-разряды.

Для решения проблемы можно подвесить на автомобиль антистатическую полоску, которая будет соприкасаться с землей. На бензовозе эту функцию выполняет цепь, а на легковом автомобиле – проволока, запаянная в резиновую оболочку. Через нее статическое электричество будет «уходить».

Кроме того, нужно привыкнуть правильно выходить из машины – в соответствии с правилами физики. Открыв дверь, сначала коснитесь рукой какой-либо металлической части машины (не пластиковой!). Только после этого можно становиться ногами на землю.

Весенняя проблема: Почему машина бьет током?

Автор: Рогатые Трупоеды

18 ноября 2020 18:41

Метки: авто ток устранить

Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб.


0

Многие водители автомобилей и пассажиры сталкивались со странной и на первый взгляд опасной ситуацией — их бьет током, когда они выходят из машины. Как это происходит? После поездки, открывают дверь либо, случайно задев кузов, чувствуют неприятные ощущения. Тело будто встряхивают, появляется жжение, по телу проходит озноб. К счастью, последствия электрического воздействия не всегда трагичны, однако это не делает их менее неприятными. Наверняка многие замечали, что автомобиль бьет током, именно когда из него выходишь. Чаще всего это происходит, если пассажир или водитель носят вещи, сделанные из синтетической ткани, или они в новой одежде. Получив неожиданный электрический удар, может быть оказано достаточное воздействие, чтобы выронить находящийся в руке предмет. К тому же, последствия усугубляются, если у пострадавшего низкий болевой порог или повышенная чувствительность к электрическому току.

Почему стиральная машина бьет током, основные причины

Отсутствие заземления

Главной причиной, по которой прошивает электричество через корпус стиральной машины, является отсутствие качественно оборудованного заземления. Утечки тока на корпус происходят даже у новых бытовых устройств. Чаще всего, с этой проблемой сталкиваются жители многоэтажек и домов советской эпохи, в которых установка заземления не являлось обязательным условием. Надо признать, что и современные застройщики зачастую обходят этот вопрос стороной, не обременяя себя лишними расходами в роде оборудования заземления в жилом доме.

Одна из причин может быть в повреждении или плохом контакте заземляющего проводника, даже при наличии качественного заземления.

Сетевой фильтр помех

Практически во всех стиральных машинах применяются так называемые сетевые фильтры (ФПС), которые предназначаются для защиты электроники стирального агрегата от перепадов напряжения. За счет установленных в них конденсаторов, напряжение при резких скачках сглаживается.

Этот фильтр находится внутри стиральной машины и крепиться на корпус агрегата, через заземляющий провод, следовательно, при прохождении напряжения через это устройство, небольшой ток будет на корпусе агрегата, из-за отсутствия заземления в электрической сети. Дело в том что производители, собирают агрегаты, учитывая что у пользователей будет заземление в сети, чего в России большая редкость.

Чтобы избежать напряжения на корпусе, нужно отсоединить и изолировать средний выход (клемму) конденсатора сетевого фильтра от корпуса машинки, при этом не отсоединяя заземляющий провод от корпуса агрегата. Таким нехитрым способом можно раз и навсегда избавиться от неприятных ударов током.

Повреждение проводки

Второй причиной утечки тока может стать неисправность электрической части стирального агрегата. Повреждение проводов и контактов или «пробой» нагревательного элемента (ТЭНа), которыми оснащены практически все стиральные машины, может привести не только к выходу из строя всей электронной части агрегата, но и представляют серьезную угрозу жизни человека.

Повышенная влажность

Третьей причиной пробоя на корпус является эксплуатация стирального агрегата в условиях повышенной влажности. Обычно, при установке стиральной машины в ванной комнате происходит конденсация пара на различных деталях. Вода является отличным проводником, и бить током может не только корпус машинки, но и водопровод и канализация. Словом все, что соприкасается с проводником, то есть водой. В этом случае угрозе поражения током подвергаются даже ничего не подозревающие соседи.

Методы противодействия

Какие методы противодействия статическому электричеству в автомобиле существуют?

Основным способом решить проблему, чтобы машины не била током или накопления напряженности металлической части машины, служит установка алюминиевых или графитовых полос с прорезиненной основой.

Одной своей частью они касаются кузова, а другой контактируют с землей. Здесь применяется принцип громоотвода, согласно которому накопленное электричество просто уходит в землю.

Обязательно проверяйте, из какого материала выполнена обивка кресел. Если для этого применяются синтетические ткани или шерсть, то возникновение разрядов можно исключить, просто сняв чехлы.

Неплохо помогают в преодолении статики и специальные спреи. Вам потребуется обработать с помощью него поверхность обивки сидений, что сведет возникновение «статики» к минимуму.

Обязательно проводите влажную обработку и химчистку салона. Чем суше воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества будет накапливаться на вашей одежде.

Влажная среда является более разреженной, а значит, наэлектризовываться вы будете в разы меньше.

И, наконец, пятый способ избегания неприятного, пусть и незначительного удара статическим током очень прост: прежде чем выйти, коснитесь какой-либо металлической детали салона и только после этого открывайте дверь.

Такой метод является решением, если вам некогда или просто лень применять другие способы.

Отдельным абзацем скажем, что если автомобиль продолжает бить вас током, не смотря на все указанные рекомендации, то вполне вероятна неисправность бортовой системы электрораспределения, а причиной разряда выступает вовсе не статика.

Наиболее правильным путем выхода из такой ситуации будет обращение к профильным специалистам любой станции технического обслуживания. Самостоятельно устранить проблему будет под силу только тем автолюбителям, которые обладают специальным набором знаний.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Незамерзающая жидкость для омывания стекол

Способы решения проблемы

В инструкции по эксплуатации практически любой стиральной машины от корейской LG до немецкой Bosch, указывается о необходимости протирать машинку насухо после каждой стирки и оставлять открытыми загрузочные люки для просушки внутренних элементов.

К сожалению многих хозяек хватает на такие действия лишь на непродолжительное время, пока машинка новая. В дальнейшем влага оказывает свое разрушительное действие на электрическую часть агрегата и изоляцию проводов. Обслуживание стиральной машины после каждой стирки не только продлит ей жизнь, но и в значительной степени предотвратит утечки тока на корпус.

Заземление стиральной машины

Если машинка эксплуатируется в частном доме, а заземления нет, его необходимо оборудовать. При эксплуатации стирального агрегата в квартире многоквартирного дома для предотвращения удара электротоком можно пойти двумя путями. Обычно квартиры имеют двухжильную проводку без защитного заземления. Однако заземление есть на корпусе электрощита. В этом случае из ЖЭКа или другой организации, обслуживающей дом можно пригласить специалиста, и специально для стиральной машины сделать отдельную розетку непосредственно от электрощита. При этом, необходимо использовать трехжильный кабель, с выводом заземления на щиток и установкой отдельного автомата защитного отключения.

Внимание! Категорически запрещается производить подключение заземляющего кабеля к батареям отопления или стояку водопровода.

Установка защитного отключения

Если электрощит также не имеет заземления, проблема решается установкой автоматики в виде устройства защитного отключения (УЗО). Это устройство реагирует даже на незначительные утечки электрического тока и при срабатывании размыкает электрическую цепь, отключая агрегат. Полностью обезопасить от удара электрическим током УЗО не может, однако жизнь точно спасет.

Главным параметром такого защитного устройства, является ток отсечки. Это та сила тока, при которой он выключает прибор. Для розеток в ванную комнату специалисты рекомендуют устанавливать УЗО с током отсечки 10 мА. Чем выше риск поражения электрическим током, тем ниже номинал тока отсечки. Для розеток в остальных комнатах подойдет автоматика на 30 мА. Опасным для жизни человека является сила тока более 100 мА.

Своими руками установку производить не стоит, лучше обратиться за помощью к квалифицированным электрикам. Срочный ремонт бытовой техники на дому в день обращения обеспечит компания РемонТехник. Грамотные мастера ставят УЗО после автомата защитного отключения, при этом рабочий ток выбирается больше чем у автомата. Это необходимо, чтобы при возникновении короткого замыкания в электросети, автомат срабатывал раньше, защищая УЗО от перегорания. Монтаж устройств автоматического отключения в распределительном щитке не совсем удобен. При срабатывании устройства, необходимо постоянно заглядывать в щиток, чтобы снова включать стиральный агрегат. Лучше установить розетку со встроенным УЗО.

В качестве еще одного способа, избежать поражения электрическим током, является монтаж основной и дополнительной системы уравнивания потенциалов (СУП). В качестве элементов данной системы, выступают конструкции здания, инженерные сети и система громоотвода. В помещениях с повышенной опасностью поражения током (ванные комнаты) устанавливаются дополнительные системы, состоящие из коробки уравнивания потенциалов и проводников. Качественный монтаж всех элементов лучше доверить профессионалам в этой сфере.

Как предотвратить поражающее действие тока

Во всех случаях, связанных с выходом из строя какого-либо агрегата стиральной машины, необходимо обращаться за квалифицированной помощью в сервисную организацию. По вопросам, связанным с электропроводкой, защитными устройствами, их установкой или заменой, лучше связаться со специалистом электриком.

Однако если пользователь обладает определенными познаниями в электротехнике и навыками в работе с электрическими сетями, то вполне способен выполнить некоторые операции самостоятельно. К таким операциям относятся:

  • установка устройства защитного отключения (УЗО);
  • монтаж дополнительной системы уравнивания потенциалов (ДСУП);
  • обустройство защитного заземления.

Эти мероприятия помогут обеспечить безопасную эксплуатацию стиральной машины, предотвращая поражающее действие электротока.

Как еще обезопасить себя от удара электрическим током

При покупке новой стиральной машины, рекомендовано подобрать для нее место, в котором уровень влажности будет наименьшим. Если есть возможность переставить стиральный агрегат из ванной в кухню, то лучше сделать это как можно скорее. Это не только снизит риск поражения током, но и убережет детали машины от коррозии.

Барабан стиральной машины сделан из нержавеющей стали и не имеет никакого защитного покрытия, поэтому часто, именно прикосновение к нему при закладке и извлечении белья из стирального агрегата можно ощутить характерное покалывание. Для того, чтобы обезопасить себя от поражения электричеством, необходимо выключать из розетки стиральную машину после завершения стирки, и включать только после того, как белье и моющие средства будут загружены в агрегат.

В случаях когда ощущается электрический разряд на корпусе стиральной машины или системе слива воды (например, если вода из машины сливается в ванную или раковину) необходимо отключить агрегат и вызвать электрика. Только грамотный электрик при помощи приборов может провести качественную проверку, выявить утечку тока и устранить неисправность. Если стиральная машина бьется током, обращение к специалистам откладывать не стоит. Любые самостоятельные действия, связанные с вмешательством в электрические сети очень опасны.

Основные причины и методы устранения

В ситуации, когда стиральная машинка бьет током самое главное – не затягивать с поиском источника неисправности. В противном случае во время стирки можно получить ощутимый удар, после которого, возможно, потребуется медицинская помощь. К числу самых распространенных причин относят:

  1. Некачественный заземляющий контур (ЗК) или его полное отсутствие.
  2. Разрушение рабочей изоляции.
  3. Высокий уровень влажности в комнате, где установлен агрегат.

Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.

Отсутствие заземления

Наиболее вероятной причиной, почему стиральные машины бьют током является отсутствие в доме или квартире надежного заземляющего устройства. В этом случае при непредвиденном повреждении внутренней проводки машины напряжение 220 Вольт попадает на его корпус.


Пример необходимости заземления

При прикосновении к нему сырыми руками можно ощутить сильный удар током, который при наличии местного заземления весь стекал бы в землю. Многие пользователи задаются вопросом, что делать в сложившейся ситуации и как избежать возможной угрозы?

Зачем нужно заземление (рассмотрим пример на стиральной машине)

Как проверить, есть заземление в квартире или нет — читайте в нашей статье.

Специалисты по электрической безопасности считают, что единственно верное решение при обнаружении этого эффекта – сделать заземление в частном доме или квартире. С помощью надежного и эффективного заземляющего контура в дальнейшем можно защитить корпус, соединив его посредством толстой медной шины с основной заземляющей шиной (фото ниже) или с помощью третьего заземляющего провода в питающем кабеле стиральной машины.

Читать еще:  Сколько стоит отрегулировать карбюратор


Заземляющая шина в частном доме или в электрическом щитке в квартире

При рассмотрении причин, из-за которых корпус бьет током, не следует упускать из внимания появления запаха горелой изоляции. Наряду с неуправляемым переключением режимов стирки (независимым от заданной программы) это свидетельствует о выходе из строя фильтра помех, установленного в цепи питания агрегата.

Обратите внимание: Сделать хорошее заземление в многоквартирном доме намного сложнее, чем в частном хозяйстве.

Для этого потребуется не только договориться со всеми жильцами подъезда, но и получить разрешение от местного жилищного органа или кооператива.

Что делать, если машина бьется током

Почему авто бьет током

В этом виновато статическое напряжение. Оно возникает, когда встречаются частицы, обладающие полярными зарядами. В некоторых случаях разряд достигает такой мощности, что способен даже выбить искру. Причины накопления статической энергии разнообразны. К основным из них относят:

  • трение корпуса под воздействием воздушного потока в процессе движения (явление отражает школьный эксперимент с эбонитовой палочкой);
  • накопление статического напряжения на одежде вследствие трения об автомобильное кресло;
  • неисправность проводки автомобиля, характеризующаяся повреждением изоляции, ее стиранием или разрывом.

По этим причинам машина обычно бьет током. Человек чаще всего ощущает неприятный щелчок, вызывающий дрожь по телу. Нельзя сказать, что это причиняет сильную боль. Но все же, когда машина бьет током, при выходе из нее владелец или пассажир рискует испытать сильное дискомфортное ощущение.

Почему машина бьется током?

Причин, по которым возможно это явление, несколько:

  1. Во время езды, одежда постоянно соприкасается с материалом обивки сидений, таким образом, накапливается статическое напряжение, которое в последствие скапливается в теле человека.
  2. Во время движения, происходит трение воздуха о кузов автомобиля, тем самым накапливает заряд. Чем грязнее автомобиль, тем активнее накапливается заряд, который и собирается в авто.
  3. Возможны неисправности в электрическом оборудовании, которые в каком-то месте соприкасаются с кузовом.

Есть ли опасность от статистического разряда

Здоровому человеку подобный импульс не нанесет вреда. Однако если водитель страдает болезнями сердечно-сосудистой системы, особенно когда в его груди стоит электронный кардиологический аппарат, явление может привести к существенному ухудшению здоровья. Вплоть до остановки прибора.

Если водитель впервые столкнулся со статическим напряжением в своем автомобиле, то внезапный щелчок может вызвать неадекватную резкую реакцию. Это приводит к падениям и ушибам, другим травмам. Но все же перед таким явлением наиболее уязвим сам транспорт.

  1. Статический разряд способен нарушить функционирование электроприборов. Чем серьезнее и современнее будут вмонтированные системы, тем уязвимее они оказываются перед токами разной мощности.
  2. Если разряд возникнет вблизи бензобака, а его крышка не будет плотно закручена, возможно возгорание топлива с грядущими последствиями, которые наглядно демонстрируют американские фильмы. Хотя вероятность подобного крайне мала, до катастрофы лучше не доводить.
  3. Крайне опасно на страдающей от статического напряжения машине приближаться к бензиновым заправкам. Сильный разряд (это случается редко, но, тем не менее, иногда происходит) вполне способен выбить искру и зажечь пары бензина, вызвав колоссальной мощности взрыв.
  4. В зависимости от того, почему бьется током автомобиль, явление может быть не только гипотетической причиной поломки, но и ее непосредственным признаком. Если в салоне перетерся какой-нибудь провод, его лучше вовремя заменить, так как в дальнейшем весьма вероятен выход из строя самого устройства.

Чрезмерное накопление статического заряда не относится к серьезным дефектам. Но с неприятным явлением лучше бороться. Тем более что для этого разработано сразу несколько действенных способов.

Что делать, если машина бьет током

Статический разряд может образовываться на различных деталях автомобиля, а не только на сидении и одежде водителя. В зависимости от того, где возникает статическое электричество, будет отличаться способ устранения проблемы.

Бьет током корпус машины

Во время движения автомобиля электричество может выработаться на его кузове из-за трения металла о воздух. Проблема может проявить себя и когда машина находится в состоянии покоя, например, если дует сильный сухой ветер. На кузове автомобиля может образоваться заряд, мощность которого будет достигать более тысячи Ватт.

О том, что наэлектризовывается именно кузов, говорит удар в процессе соприкосновения с ним с внешней стороны. Например, если водитель садится в машину, он может получать удар током при соприкосновении с дверью. Либо же, если человек выходит из машины, он может почувствовать удар тока, когда закрывает дверь и хватается за металлический элемент кузова. В большинстве случаев удар током можно ощутить еще до того, как часть тела соприкоснется с металлом.

Чтобы на корпусе автомобиля не возникало статического электричества, необходимо его заземлить. Для этого можно приобрести в автомобильном магазине специальную антистатическую полоску, которую требуется повесить на кузов машины. Данная полоска представляет собой кусок резины или подобного материала, внутри которого имеется проволока, графит или алюминиевая пудра. Изготовить такую полоску можно и самостоятельно при наличии необходимых материалов.

Обратите внимание: Некоторые водители делают обычные резиновые полоски и вешают их на кузов автомобиля. Такая защита не поможет справиться с проблемой.

Стоит отметить, что если нет возможности повесить защиту от статического электричества на корпус машины, но испытывать ощущения от разряда тока о кожу не хочется, можно снимать заряд перед соприкосновением с машиной. Для этого во время выхода из автомобиля нужно касаться двери металлическим ключом. За счет этого удастся нейтрализовать заряд.

Бьет током внутри машины

Если удары током происходят не из-за электризации корпуса, скорее всего проблема связана с созданием статического электричества при соприкосновении тканей. Особенно часто данная проблема проявляется, если соприкасается синтетика или шерсть животных.

В таких ситуациях заряд накапливается внутри автомобиля, и он может проявить себя как при выходе из автомобиля во время контакта с дверью, так и непосредственно внутри машины. Например, водителя может ударить током при касании рукой рычага переключения передач или ручника – любой металлической детали в интерьере автомобиля.

Чтобы избавиться от образования статических зарядов тока внутри автомобиля, необходимо обработать сиденья и другую обивку особыми химическими средствами, которые можно приобрести в специализированных на машинах магазинах. Стоит отметить, что такие средства выпускаются в формате бесцветного аэрозоля, который не оставит пятен на обивке после нанесения, но сможет на несколько месяцев или даже лет избавить водителя и пассажиров от образования статического электричества при соприкосновении одежды с обивкой.

Методы противодействия

Есть сразу пять вариантов, как поступить, если от машины бьет статическим электричеством. Рассмотрим их по очереди. В большинстве случаев это не является поломкой. Поэтому физическое явление устраняется без применения инструментов и специальных навыков автомеханика.

Первый способ

Лучшим «лечением» является установка небольшой прорезиненной ленты, в центре которой зашит проводниковый материал (например, алюминий). Такой антистатик для автомобиля традиционно крепится под задним бампером. Одним концом он касается кузова, а другой частью – дороги. Поэтому по аналогии с громоотводом аксессуар будет брать на себя весь статический импульс и передавать его на асфальт.

Основная польза от антистатика

Помимо безопасности и избавления от неприятных разрядов при выходе из салона, резиновая лента способствует меньшему оседанию пыли на кузове авто. Грязь сильно притягивается электричеством. Если избавиться от статического напряжения, посещать автомойку можно будет реже. Кроме того, болтающийся сзади аксессуар многим нравится.

Второй способ

Снять напряжение помогает замена чехлов на сиденьях. Самыми проблемными материалами являются синтетика и шерсть. Замена такой обивки может решить проблему. Это простой вариант, что делать, если машина бьется током – но почему-то о нем знают немногие автолюбители.

Третий

Помочь в избавлении от разряда призваны антистатические спреи. Достаточно регулярно обрабатывать сиденья, чтобы снизить напряжение, вызванное трением одежды об обивку кресел. Но такой вариант не поможет, когда физическое явление провоцирует другой фактор, особенно неисправность проводки или электроприборов. Поэтому рекомендуется комбинировать способ с вариантом номер один.

Четвертый метод

Один из действенных вариантов, что делать, если авто бьет током, – уборка салона. Химчистка необязательна. Главное, чтобы воздух в машине был довольно влажным. Тогда ток будет меньше оседать на одежде. В засушливые периоды рекомендуется возить с собой пульверизатор и перед поездкой брызгать водой на кресла и в самом салоне.

Пятый

Напоследок дадим самый простой совет. Он не потребует никаких серьезных действий. Достаточно перед выходом из салона до открывания двери потрогать любую металлическую деталь, чтобы снять с себя статический импульс. Этот метод естественного заземления не решит проблему, но бить током водителя уже не будет. И все же при чрезмерной электризации машины лучше лишний раз посетить станцию техобслуживания.

Как решить проблему

Есть несколько способов, позволяющих эффективно бороться с ударами тока при прикосновении к некоторым частям автомобиля. Когда током бьёт во время касания наружных частей машины, например, ручек, кузова и других, то для устранения проблемы надо выполнить следующие действия:

  • посетить СТО. Рекомендуется в случае частых и сильных ударов статического электричества, возникающих при неисправностях электропроводки. Там проведут диагностику, установят и устранят причину. Если у вас достаточно знаний и времени, то можно самостоятельно проверить исправность всех проводов;
  • установить антистатические полоски. Их достаточно приобрести в любом автомагазине и закрепить на заднем бампере.

Когда током бьёт во время прикосновения к внутренним элементам автомобиля, например, рулю, рычагу переключения передач и другим, то надо выполнить следующее:

  • обратить внимание на обшивку салона. Самым простым решением будет покупка чехлов на сиденья. Они должны быть антистатичными, если салон кожаный, то таких проблем не возникает;
  • подкорректировать гардероб. Старайтесь не носить вещи из тканей, накапливающих статическое электричество (шерсти, шёлка, натурального меха, синтетики);
  • если не хочется менять гардероб, используйте специальные спреи для обработки обивки и одежды. Они помогают свести к минимуму вероятность накопления электричества;

Чтобы свести к минимуму вероятность удара током при выходе из машины, сначала дотроньтесь рукой до любой металлической детали, а уже потом открывайте двери и становитесь на землю.

Видео: что делать, если машина бьёт током

При появлении такой проблемы, как удар током при касании к автомобилю, надо обязательно найти причину и устранить её. Некоторым людям она может показаться мелочью, но это очень неприятно детям, а в отдельных случаях появившаяся искра может привести даже к возгоранию авто.

Автомобильные сидения как источник статического заряда

При контакте одежды с сидением, заряд получает уже одежда человека и после касания рукой железного корпуса, разряжение происходит уже в сторону кузова. Таким образом, мы снова испытываем то неприятное чувство, которое представляет собой удар током.

Чтобы избавиться от статического заряда не одежде, можно использовать специальные антистатики, которые изготавливаются в виде спреев и наносятся на сидения автомобиля. Другой способ наиболее экономный. Можно попробовать сменить чехлы сидения на чехлы из другой ткани, а также во время езды передвигаться в другой одежде, которая не склонна к электризации. Таким образом, можно также избавиться от ударов током об автомобиль.

Пожалуй, это все способы, которые помогают избавиться от ударов током о кузов автомобиля. Снизить степень болезненных ощущений, возникающих при касании железных частей автомобиля можно и другими способами, здесь же перечислены самые основные, которые не требуют от вас специальных приспособлений, навыков и умений.

Почему машина бьется током, и как убрать этот эффект?

Автор: Дмитрий Сапко

Многие водители сталкивались с проблемой неожиданного «заряда бодрости» от машины при выходе и прикосновении к двери. Ладони и пальцы получают неприятные заряды статического тока, который накапливается на самом водителе или на автомобиле. Эта проблема доставляет определенные неудобства, ведь невозможно избежать касаний кузова при закрывании дверей. Иногда водители просто начинают закрывать дверь корпусом или даже ногами, что может дать неприятные последствия для лакокрасочного покрытия.

Стоит рассмотреть самые популярные причины того, почему машина бьется током, и как можно бороться с такой неприятной ситуацией. Зачастую у владельца авто получается убрать этот эффект самостоятельно, не обращаясь в СТО с просьбой диагностики или ремонта электрического оборудования.

Главные причины ударов током от кузова машины

Существует несколько вариантов накопления заряда на самом водителе или на автомобиле. Сразу скажем, что популярная в сети версия о том, что заряд набирается от трения воздуха по кузову автомобиля, ложная. Эта теория гласит, что чем грязнее ваш автомобиль, тем больше статического заряда он набирает при поездке. Скорее всего, миф был придуман каким-то владельцев автомойки, поскольку степень загрязнения машины никак не влияет на набор статического заряда.

Реальные причины, которые могут вызвать накопление такого заряда и его последующую отдачу на ваши пальцы, достаточно просты. И устранить их также будет не сложно. Обычно владельцы автомобилей сталкиваются в данном случае со следующими проблемами:

  • одежда водителя натирается о синтетические чехлы, возникает статический заряд на самом водителе;
  • в автомобиле неисправна система электричества, присутствуют пробои на кузов, которые вызывают разряды статического тока;
  • отсутствует вывод статической энергии с помощью антистатических лент и прочих инструментов.

Даже если чехлы в вашем автомобиле не синтетические, одежда выполнена из натуральных материалов, а система электросети машины полностью исправна, набор статического заряда возможен по прочим причинам. Даже вращение колес и контакт тормозных дисков с колодками создают определенный заряд. Так что необходимо позаботиться о том, чтобы автомобиль обладал определенным путем разрядки.

Оборудовать антистатиком необходимо любой автомобиль. Особенные требования к данному варианту защиты от накопления заряда стоят перед специализированной грузовой техникой, которая транспортирует взрывоопасные вещества. Но и гражданскому автомобилю такая защита не помешает.

Как правильно оборудовать антистатик в автомобиле?

Первым вариантом защиты от ударов током в машине является обычное средство антистатика, которое нужно распылить на сидения и одежду. С помощью этого вы снизите вероятность накопления заряда непосредственно на водителе или пассажирах. Если это не помогает, следует переходить к очередным шагам.

Проверить электрическую систему автомобиля также не будет лишним. Заряд могут давать на двигатель неисправные свечи, которые пробивают искру непосредственно на корпус двигатели, а также пробитые высоковольтные провода. Стоит и сам двигатель содержать в чистоте, ведь заряд может передаваться по слою налипшей жидкости. Но основным методом избавления от ударов статическим током в автомобиле является организация следующих вариантов защиты:

  • специальные ленты антистатик для снятия статического заряда с кузова;
  • для больших автомобилей с повышенной опасностью возгорания или взрыва используют антистатические цепи из металла, который отлично проводит ток;
  • иногда в качестве антистатика используют провод массы, который прикрепляют клеммой к кузову, а второй край обрезают, позволяя проволокам волочиться по земле.
Читать еще:  Компрессия в цилиндрах двигателя приора

Конечно, самым удобным вариантом является использование антистатическим резиновых лент, которые крепятся к задней части кузова автомобиля и не портят внешний вид. Но для их производства необходима дорогая проводящая ток резина. Это делает стоимость лент достаточно высокой, потому на рынке присутствует огромное количество подделок. Чтобы избежать таких подделок, выбирайте дорогие резиновые антистатические ленты известных производителей.

Многие водители покупают резиновые ленты с проволокой внутри. Такой выход из ситуации помогает избавиться от статических зарядов только на определенное время, ведь проволока быстро ржавеет или окисляется и перестает выполнять свои функции. Также важно, чтобы лента была прикручена не к бамперу, а именно к металлической детали кузова. При этом краску на месте крепления нужно зачистить до металла.

Правда, встречаются советы в стиле «лайфхак» от пользователей интернета, как в следующем видео:

Подводим итоги

Убрать неприятный эффект разрядов статического тока от автомобиля можно своими руками, не потратив на это много времени и денег. Важно убедиться в полной работоспособности электрической системы автомобиля, а затем обеспечить отвод накопленной энергии через антистатические ленты. Для этого необходимо приобрести качественные приборы, которые будут действительно отводить заряд, а не просто волочиться по асфальту за автомобилем.

Применив все указанные выше советы, вы сможете забыть о том, что машина бьется током. Были ли у вас в жизни подобные ситуации, и как вы решили подобную проблему?

Машина бьется током: причины и способы борьбы

Каждый автолюбитель не раз замечал, как в обычный теплый денек, при выходе из автомобиля, в то место, где рука соприкасается с кузовом, происходит легкий удар тока. Сильным этот удар не назовешь, но все равно приятного в этом мало и в причинах этого явления стоит разобраться.

Почему машина бьется током?

Причин, по которым возможно это явление, несколько:

  1. Во время езды, одежда постоянно соприкасается с материалом обивки сидений, таким образом, накапливается статическое напряжение, которое в последствие скапливается в теле человека.
  2. Во время движения, происходит трение воздуха о кузов автомобиля, тем самым накапливает заряд. Чем грязнее автомобиль, тем активнее накапливается заряд, который и собирается в авто.
  3. Возможны неисправности в электрическом оборудовании, которые в каком-то месте соприкасаются с кузовом.

Как снять статическое электричество?

Теперь известны все причины того, почему машина бьется током. Но тут сразу же встает вопрос: как снять с себя статическое электричество? Методик, по решению этой проблемы, очень много.

Для начала нужно отметить, что отличным решением снятия статического напряжения является антистатик, которым может стать и увлажненный воздух.

Устранить трение не так уж и легко. Во время дождя, электрические разряды не накапливаются в кузове автомобиля, а уходят из него через влажное покрытие колес. Весьма активно начинают скапливаться разряды в сухую и солнечную погоду. При этом нужно отметить, что вымыв автомобиль, можно только снизить активность образования, а вот убрать его полностью никак не получиться.

Смотрите видео о том, что делать, если машина бьется током.

Существует лишь один 100% способ борьбы – это заземление автомобиля путем установки антистатических лент, которые касаются земли. Самым лучшим решением будет металлическая цепь. Но вот не каждый автовладелец позволит так уродовать свой автомобиль. Поэтому нужно искать другие материалы для заземления.

Самыми распространенными являются резиновые ленты, которые в действительности играют роль заземляющего элемента. Но вот из-за высокой стоимости резины, на рынке часто встречаются подделки, которые не заземляют, а являются просто муляжом защиты. Такие аксессуары даже на ощупь не похожи на резину, а представляют собой полоска ткани, обмазанные искусственным каучуком.

Если машина бьет током, более опытные автовладельцы знают что делать. Они начинают изобретать. К примеру, в качестве заземляющего элемента в ход идут высоковольтные провода, которые устанавливаются на аккумуляторы. Такие провода достаточно длинные и толстые, поэтому они отлично подходят для заземления. И внешне выглядят красивее, чем цепь. Поэтому такой аксессуар можно часто встречать на отечественных автомобилях.

Если говорить о неисправностях электро оборудования – то этот вопрос решается элементарно: либо заменой свечей, либо проводов. Нужно отметить и то, что новые автомобили такой проблемы не имеют.

Только следуя этим нехитрым рекомендациям, можно решить проблему снятия статического электричества со статическими разрядами.

Почему машина бьет током, когда из нее выходишь, и как устранить проблему

Многие водители сталкиваются с проблемой, когда при выходе из транспортного средства возникает разряд тока. Последствия не трагичны, но достаточно неприятны. Чаще всего автомобилисты сталкиваются с этим явлением при приближении холодов.

  1. Почему возникает заряд
  2. Насколько опасно статическое электричество
  3. Когда чаще всего «проскакивает» заряд
  4. Методы устранения статического электричества
  5. Неиспользование синтетических ворсистых чехлов
  6. Применение антистатических спреев
  7. Влажная обработка салона
  8. Прикосновение к металлическим частям машины перед выходом
  9. Применение антистатических полос

Почему возникает заряд

Каждому школьнику известен эффект, когда волосы «становятся дыбом» от использования пластиковой расчески. Менее зрелищно потрескивание при снятии синтетической одежды, однако, если это сделать в полной темноте, можно разглядеть небольшие искры-разряды. Из этих примеров можно сделать вывод, что заряд возникает при трении объектов друг об друга.

Водитель или пассажир в куртке двигается по сиденью, накапливает заряд статического электричества, а при выходе задевает кузов или дверь и получает неожиданный, но не сильный удар током. Автомобиль тоже получает небольшой заряд статического электричества, так как кузов при движении соприкасается с воздухом. Если значения зарядов одинаковы, то удара не будет. Однако если значения зарядов разные (плюс/минус), то человек почуствует щелчок.

Насколько опасно статическое электричество

На первый взгляд вреда человеку статическое электричество не приносит. Однако водитель при движении должен быть предельно сконцентрирован. При ударе статическим электричеством он может на долю секунды потерять управление, что чревато достаточно опасными последствиями.

Кроме того, существует минимальная опасность воспламенения. Если в салоне автомобиля есть какие-либо пары огнеопасного вещества, то искра может спровоцировать пожар.

Когда чаще всего «проскакивает» заряд

Чаще всего заряд возникает в холодное время года, когда водитель одевает синтетическую теплую одежду, усиливает вероятность появления статического электричества сухая погода. Синтетическая обшивка трется об одежду и создает заряд. Для водителей, обладающих автомобилем с кожаным салоном такая проблема не актуальна.

Методы устранения статического электричества

Таких методов достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них.

Неиспользование синтетических ворсистых чехлов

В холодное время года водитель в любом случае будет одеваться в теплую синтетическую или шерстяную одежду. Исключить образование статического электричества можно только заменой чехлов. Выберите антистатические модели и избавьтесь от проблемы навсегда. Также можно посоветовать покупать автомобили с кожаным салоном.

Применение антистатических спреев

Если покупка чехлов не по карману, можно приобрести баллончик, обработать салон и избавиться от ударов тока. Однако не забывайте, что проблема вернется при нерегулярном использовании такого девайса.

Влажная обработка салона

Достаточно бюджетным способом является воздействие воды на статическое электричество. Она снимет заряд внутри вашей машины. Приятным бонусом будет увлажнение воздуха, которое окажет положительное влияние на пассажиров автомобиля и водителя. Просто положите в машину пульверизатор, наполненный водой.

Прикосновение к металлическим частям машины перед выходом

Не забывайте про законы физики. Самым бюджетным средством будет прикосновение к железной части машины перед выходом из нее. Откройте дверь, коснитесь любой детали, лишь после становитесь на землю. Такие действия снимут статический заряд с вас и позволят не ощутить дискомфорта.

Применение антистатических полос

Наверняка многие видели полоски, которые вешаются сзади больших грузовиков и касаются асфальта при движении. Заземление можно организовать и для легкового автомобиля. Энергия, образующаяся при движении, будет уходить в землю, что повысит безопасность передвижения.

Если вы перепробовали все способы, указанные выше, а машина все равно бьется током, имеет смысл сьездить в автосервис и поискать утечку. Есть вероятность, что какой-либо провод перетерся и взаимодействует с кузовом. Игнорировать такую неисправность нельзя.

Почему машина бьется током

Дата публикации: 14 февраля 2019 .
Категория: Автотехника.

Наверное, каждый автовладелец сталкивался с довольно неприятной ситуацией, когда даже после непродолжительной поездки вы выходите из своего транспортного средства, беретесь за ручку двери, и вас бьет током. В нашей статье мы постараемся простым языком объяснить причину возникновения этого негативного явления, а также рассказать о простых и эффективных методах борьбы с ним.

Причины электрических ударов

Причиной накопления заряда электростатического напряжения хоть на поверхности тела человека, хоть на корпусе автомобиля является трение диэлектрических (не токопроводящих) материалов друг об друга. Так во время поездки водитель совершает многочисленные движения (поворот рулевого колеса, переключение скоростей и так далее). В той или иной степени, это сопровождается трением его тела об обивку салона. В результате на поверхности одежды накапливается заряд (то есть, сам человек «превращается» в конденсатор). При выходе из машины и прикосновении (а точнее сказать, при приближении) руки к металлической части двери происходит электрический разряд.

Он вызывает довольно неприятные болезненные ощущения. И хотя по утверждению специалистов величина тока, протекающего между рукой и кузовом автомобиля, безопасна для жизни, медики однозначно утверждают, что статическое напряжение весьма негативно влияет на здоровье человека. Поэтому от накопившегося на одежде (и, как следствие, на теле) заряда необходимо «избавляться» и лучше это делать безболезненным способом.

Сам автомобиль также может накапливать статическое напряжение на своей поверхности в результате трения поверхности кузова о встречные потоки воздуха и пыли при движении (или сильного ветра на стоянке).

Важно! Неисправность автомобильной электропроводки не может быть причиной неприятных ударов. Даже если взяться голыми руками за клеммы аккумулятора, вы ничего не почувствуете. Сопротивление человеческой кожи достаточно велико, чтобы 12В бортовой сети оказали бы на него хоть какой-нибудь негативный эффект.

Факторы, влияющие на накопление статического заряда на теле

Среди основных факторов, «способствующих» образованию статического напряжения, следует отметить:

  • Пониженную влажность окружающего воздуха (что довольно часто можно наблюдать как летом, так и зимой).
  • Ношение одежды и обуви из синтетических материалов. Как показывает практика, подошва ботинок из натуральной кожи весьма эффективно препятствует образованию «статики», и наоборот резина, каучук или полиуретан, способствуют задержке заряда на поверхности человеческого тела.
  • Работу автомобильного кондиционера. Да, он охлаждает воздух внутри салона, но при этом значительно его «высушивает».
  • Индивидуальные свойства организма. У кого-то статический заряд накапливается в большей степени, а у кого-то в меньшей. Например, мужа бьет током от автомобиля постоянно, а его жена практически не испытывает на себе никакого негативного влияния. Хотя они и пользуются одним и тем же автомобилем.

Бороться со статическим напряжением можно несколькими способами. О некоторых из них мы расскажем далее в нашей статье.

Самый простой и наиболее эффективный способ

Самый простой и эффективный способ защитить себя от удара электростатического напряжения, это придерживаться строго определенного алгоритма выхода из транспортного средства:

  • Глушим двигатель и вынимаем ключ из замка зажигания.
  • Открываем водительскую дверь.
  • Не выходя из машины, беремся за любую металлическую часть автомобиля (крыша, стойка, скоба дверного замка и так далее).
  • Опускаем ноги на землю и встаем (рука остается в контакте с корпусом транспортного средства).
  • Снимаем руку с металлической части кузова и закрываем дверь. Только так риск получить болезненный электрический удар мы сводим к нулю.

Для информации! С физической точки зрения этот способ объясняется довольно просто: берясь за металлическую часть кузова, мы выравниваем разность потенциалов между телом и автомобилем. Затем опустив ноги на землю, обеспечиваем плавное «стекание» остатков статического заряда.

Заземление кузова

В какой-то мере предотвратить скопление электростатического заряда на поверхности автомобиля позволяет установка специального заземляющего ремешка. Его крепят к металлическому элементу кузова в задней части транспортного средства. Он выполнен из специального токопроводящего материала (или резины с запрессованными стальными или медными проволоками). Нижний конец ремешка находится в постоянном контакте с дорожным покрытием. Это препятствует образованию статического заряда на поверхности кузова. Стоит отметить, что многочисленные отзывы автомобилистов говорят о весьма низкой эффективности такого приспособления. К тому же с течением времени сам ремешок достаточно быстро истирается и «теряет» контакт с землей, и, как следствие, перестает «выполнять возложенную на него функцию».

Антистатические жидкости

В магазинах автомобильных аксессуаров можно без труда приобрести специальные жидкости для обработки салона транспортного средства, препятствующие (естественно, только на какое-то время) образованию статического напряжения. Однако такие средства не пользуются особой популярностью: ведь «химии» в нашей повседневной жизни и так много. Поэтому усугублять ситуацию своими руками не стоит. Применение же таких средств хоть в какой-то мере оправдано только при проведении очередной чистки салона. У многих производителей эти жидкости (чаще в виде спрея) представляют универсальные составы «2 в 1». Они содержат не только компоненты для удаления грязи и пятен различного происхождения с поверхности, но и специальные антистатические добавки.

На заметку! Весьма эффективным способом борьбы с накоплением статического заряда является искусственное увеличение влажности внутри салона автомобиля. Для этого можно воспользоваться либо специальными аэрозолями, либо обычным разбрызгивателем воды, которым домашние хозяйки обычно опрыскивают комнатные растения.

Антистатический брелок

Весьма удобным и недорогим приспособлением для предотвращения электрического удара от собственного автомобиля является антистатический брелок. Конструктивно он представляет собой миниатюрный цилиндр, внутри которого установлена неоновая лампочка, а с торцов закреплены токопроводящие заглушки. Алгоритм работы приспособления довольно прост:

  • Держа брелок в руке, прикасаемся металлическим торцом изделия к автомобилю.
  • При наличии разности потенциалов статического напряжения между корпусом и телом неоновая лампочка загорается, забирая «на себя» основную часть электрической энергии.
  • После выравнивая потенциалов, брелок гаснет и можно безопасно открывать/закрывать дверь транспортного средства.

Для информации! В зависимости от производителя такие приспособления на сегодняшний день стоят от 150 до 500 рублей. Согласитесь совсем небольшая плата за избавление от неприятных ощущений и заботу о собственном здоровье.

В заключении

Естественно, решение о том, каким из вышеописанных способов борьбы с ударами статического напряжения воспользоваться, каждый автолюбитель принимает сам. Но помните: если не обращать на проблему проскакивающей между телом и корпусом искры должного внимания, то ее возникновение может привести к весьма печальным последствиям (например, при заправке транспортного средства). Ведь интенсивности разряда может вполне хватить для воспламенения паров бензина. А это уже опасно не только для вас, но и окружающих людей, автомобилей и сооружений.

Читать еще:  Цвет снежная королева тойота

Автомобиль бьет током при выходе. Почему так происходит и что делать?

Многие автолюбители равнодушно относятся к проблеме, когда автомобиль бьет током при выходе. Не для всех такие удары очень ощутимы. Они кажутся безобидными и вполне безопасными.

Однако есть и такие, для которых это явление происходит весьма болезненно, и мириться с ним невозможно. Особенно остро данный вопрос стоит в тех случаях, когда автомобиль постоянно используется для перевозки пассажиров, ведь последние остаются недовольными поездкой и начинают даже бояться садиться в вашу машину.

Более того, такие разряды могут быть опасны, например, на заправочной станции, где от искры, проскакивающей в момент удара током, могут воспламениться пары бензина вокруг горловины бензобака. В этой статье простыми словами рассказано, почему автомобиль бьет током при выходе, как искать причину, и как можно устранить это неприятное, и даже опасное явление.

Почему бьет током при выходе из автомобиля?

Вопреки расхожему мнению кузов автомобиля бьет током не всегда по одной и той же причине. Чаще всего на глаза попадается информация, что происходит это из-за статического электричества, которое накапливается на кузове во время движения, а затем разряжается на первого прикоснувшегося. С этого и начнем рассматривать проблему.

Откуда на кузов поступает эта самая статика? На самом деле источников может быть несколько. В любом автомобиле есть несколько десятков деталей, которые во время движения трутся между собой. В результате вырабатывается та самая энергия, которая накапливается на металлическом кузове. Когда человек прикасается к наэлектризованной машине, заряд через него уходит в землю, вызывая болевые ощущения там, где самый плохой контакт – на кончике руки.

Однако скапливается эта самая статика на кузове не только из-за трущихся деталей автомобиля. Аналогичный заряд генерируется также и от трения кузова о встречный поток воздуха. В ряде случаев этот фактор усиливается, о чем речь пойдет ниже.

В некоторых ситуациях статическое электричество на кузове автомобиля служит прямым сигналом того, что есть неполадки с электрическими проводами. Причем, зачастую это не распространяется на обычные провода, идущие к осветительным и другим приборам. Статика скапливается на кузове из-за пробитых высоковольтных проводов (для тех, кто вдруг не знает, эти провода подсоединены непосредственно к свечам зажигания).

Может быть даже так, что не автомобиль бьет вас током при выходе, а вы его бьете. Что это значит? Очень просто. В таких ситуациях накопителем статического электричества является не металлический кузов вашего автомобиля, а вы. Вернее, ваша одежда. Наверняка многие сталкивались с потрескиванием синтетической одежды, которая снимается в конце дня. Если заряженная одежда находится на вас, когда вы выходите из автомобиля, то в данном случае разряд идет от вас через кузов в землю. В результате это и вызывает неприятное болевое ощущение в месте контакта вашего тела с металлом автомобиля.

Следует отметить, что заряжается статикой далеко не всякая одежда. Более того, даже склонная к такому явлению одежда может не заряжаться во время езды на автомобиле, если на его сиденьях нету ответного материала, способного при трении генерировать статику. То есть, в таких случаях в ударах током виноваты не трущиеся детали, ни поток встречного воздуха, а чехлы на сиденьях. Как правило недорогие их вариации изготавливаются из дешевой синтетической ткани, которая очень склонна к электризации.

Какие факторы влияют на вероятность ударов током при выходе из авто?

Практически во всех вышеописанных случаях ситуация может усугубляться рядом второстепенных факторов. Для лучшего понимания темы рекомендуется знать и про них. Потому рассмотрим здесь хотя бы основные.

Начнем со встречного воздушного потока. Если окружающая автомобиль воздушная среда сильно загрязнена пылью и другими мелкими частичками, то эффект электризации значительно усиливается. Происходит это за счет того, что мелкие частички ударяются и трутся о кузов с большой интенсивностью. Соответственно, чем сильнее запыленная окружающая среда – вероятность ударов током при выходе из автомобиля выше.

Рассматриваемый эффект также усиливается или ослабевает в зависимости от влажности воздуха. Чем суше погода на улице, тем вероятность удара током – выше. Наоборот, чем влажнее (туман, дождь, сырая погода), тем статики накапливается меньше. Так происходит потому, что влажная среда является более разреженной, а потому с меньшей силой «трется» о ваш автомобиль при движении. Да и пыли, как усиливающего фактора, при влажной погоде нету.

Далее рассмотрим вашу одежду. Чем больше на вас надето синтетических вещей, тем больше статики вы накапливаете. Также усиленному накоплению статического заряда способствует кожаная одежда. Соответственно, все это усиливает вероятность ударов током при выходе из авто.

То же самое касается чехлов или обшивки сидений в вашем автомобиле. Провоцировать скопление статики способны не только дешевые синтетические чехлы, но и кожа. К этому стоит также добавить влажность воздуха в салоне. Работает аналогично, как описано выше для погоды на улице.

Последний фактор, о котором стоило бы упомянуть, это особенности организма человека. Дело в том, что у разных людей значительно отличается внутреннее сопротивление электрическому току. По этой причине, одна и та же наэлектризованная машина бьет двух людей по-разному. Бывает даже так, что одного бьет, а другой не ощущает вообще ничего подобного.

Автомобиль бьет током – что делать?

Ориентируясь на все вышесказанное, рассмотрим ряд способов, как устранить проблему с ударами тока при выходе из автомобиля:

  • Попробуйте сменить одежду. Особенно обратите внимание на синтетические и кожаные вещи.
  • Установите на автомобиль антистатик. Это такая резиновая лента с проволокой внутри, через которую заряженный статикой кузов будет регулярно разряжаться в землю.
  • Проверьте на пробой высоковольтные провода зажигания. Возможно, их замена поможет.
  • Чаще проводите влажную уборку в салоне автомобиля, чтобы поддерживать микроклимат с нормальной влажностью.
  • Смените чехлы на сиденьях, если они изготовлены из дешевых синтетических материалов или заменителей кожи на тканевой основе.
  • Воспользуйтесь специальными средствами, которые называются антистатиками. Как правило, они продаются в виде спрея, которым достаточно периодически обрабатывать обшивку сидений.
  • При выходе из автомобиля не прикасайтесь к металлической его части. Если же это крайне неудобно или невозможно, то старайтесь сразу прикоснуться к кузову тыльной стороной ладони так, чтобы площадь контакта была как можно большей. В силу природы этого явления прикоснуться к металлу также желательно побыстрее. Это тоже снизит силу и даже частоту появления ударов.

В завершение стоит подчеркнуть следующее. Если ваш автомобиль бьет током при выходе, то проявите особую осторожность во время самостоятельной заправки. Разряд с кузова или с вашей одежды лучше снять заблаговременно, чем возле открытого бака, из которого поднимаются легко воспламеняемые пары бензина.

Почему машина бьёт током

Ситуация довольно типичная и почти всем знакомая на личном опыте — человек выходит из машины, берётся за дверцу и получает хорошо ощутимый и неприятный электрический удар. Иногда можно даже рассмотреть проскочившую искру. Почему машина бьёт током, полезно знать не только из любопытства, желательно избегать этого раздражающего и не всегда безопасного явления.

Что такое статическое электричество

В школе всем показывали опыты с эбонитовой палочкой и электрофорной машиной. Если освежить забытые уроки, то можно узнать, что все эти разряды в атмосфере, молнии, шерсть кота и удары при заземлении машины через собственное тело имеют одну природу.

Все вещества делятся на проводники и диэлектрики. Последние электрический ток практически не проводят, поэтому при общей электрической нейтральности в них возможно перераспределение электрических зарядов, которое не восстанавливается как раз по этой причине. Перемещённые заряды сохраняют своё положение, а значит, часть пространства оказывается одним из полюсов этого крупного конденсатора, или чтобы стало понятней, источника напряжения, похожего на автомобильный аккумулятор, только значительно меньшей мощности при намного более высоком напряжении.

И это хорошо, что мощность невелика, иначе последствия были бы значительно хуже. Удар молнии имеет в точности ту же природу, только больше по масштабу. Как там, так и в автомобиле, заряды разделяются из-за относительного перемещения одного диэлектрика по другому. Сила трения выполняет работу по поляризации. Сами заряды небольшие, но их очень много, поэтому напряжение измеряется десятками киловольт. Больше, чем на автомобильной свече зажигания.

Но мощность полученного конденсатора мала, поэтому даже при значительном напряжении ток недостаточен для нанесения серьёзного вреда. Почти всегда, хотя случаются и исключения.

Возможные последствия

Есть такие предметы, вещества и явления, которым крайне нежелательно подвергаться статике в принципе, независимо от её мощности. Дело в том, что при накоплении значительного заряда напряжённость электрического поля возрастает до такой величины, что происходит пробой через атмосферный воздух с образованием искры. Хотя неприятности настолько высокое напряжение может причинить и без искрового разряда:

  • самое простое — это испуг от внезапного удара, но вот непроизвольно дёрнувшись от сокращения мышц, человек может получить и более серьёзную травму;
  • многие виды электронной аппаратуры плохо защищены от статического электричества из-за распространённости микросхем, сделанных по технологии изолированного затвора, вот эта изоляция и может быть необратимо пробита, а ведь в качестве подобного прибора может быть, например, электрокардиостимулятор;
  • искровому разряду ничего не стоит воспламенить пары топлива или утечку из газобаллонного оборудования;
  • сложное электронное оборудование современного автомобиля лучше не подвергать риску попадания под статические разряды, машина может просто больше не завестись, да и отказ дополнительных систем или мультимедиа тоже вряд ли обрадует.

Зная, почему автомобиль бьёт током, можно принять некоторые меры для снижения риска.

Конкретные источники появления зарядов

Как уже упоминалось, чаще всего статическое электричество образуется при относительном трении некоторых пар материалов:

  • обе трущиеся поверхности должны быть хорошими изоляторами, иначе заряды выравниваются, нейтрализуя друг друга;
  • не все вещества дают такой эффект, выделение свободных носителей из структуры вещества возможно только при особых свойствах молекулярной структуры, но это встречается достаточно часто;
  • не должно быть внешнего пути для стекания зарядов и снижения напряжения, например, при повышенной влажности воздух начинает проводить и статика не образуется;
  • вторым веществом в паре может быть даже просто сухой воздух, при движении трущийся о кузов с разделением зарядов, например, в мороз влажность низкая, резиновые шины автомобиля, не смачиваемые водой, прекрасно удерживают заряд на кузове до момента, когда водитель заземлит его собственным телом.

Многие располагают собственными наблюдениями за проявлением эффекта. Например, известно, что натуральные вещества одежды, вроде хлопка, не накапливают статику, поскольку их пористая структура хорошо удерживает токопроводящую влагу. Как и натуральная кожа сидений дорогих автомобилей. А вот если водитель одет в синтетическую одежду и сидит на неизвестно из какого кожзаменителя сделанных сиденьях, то меры придётся принимать.

Как выходить из положения

Логичный выход напрашивается сам собой, надо создать условия для безразрядного стекания образовавшихся зарядов. Для этого существует несколько способов, что делать, если машина бьёт током.

1. В быту принято использовать антистатики — вещества, уменьшающие электрическое сопротивления материалов и способствующие стеканию зарядов непосредственно после их образования. Наносить их можно на одежду и элементы интерьера салона, трение одной синтетики о другую может возникнуть при движении где угодно, даже если это неочевидно. Больших перемещений тут не требуется, достаточно незаметной относительной вибрации.

2. Покрывая кузов автомобиля защитными полирующе-консервирующими составами, надо выбирать те из них, которые производят антистатический эффект. Помимо снижения поляризации под воздействием воздушного потока, такие вещества ещё и значительно лучше отталкивают пыль и прочие сухие загрязнения.

3. Все видели, как за бензовозами по дороге тянутся металлические цепи заземления, там это жизненно важно. Малейшая искра может воспламенить несколько тонн бензина, а сам он способен образовывать статику при трении о цистерну. Бензин — хороший изолятор, а значит, опасен, как источник статического электричества. Аналог таких заземляющих цепей для легкового автомобиля изготавливается из специальной токопроводящей резины и крепится к металлическим кронштейнам заднего бампера. Любая другая резина тут совершенно непригодна.

4. Не зря на заправках запрещается отбор бензина в пластиковую тару. Всё это по причине той же статики. Но пластмассовые канистры для бензина, как и автомобильные топливные баки, существуют. Только сделаны они из специального пластика со сниженным электрическим сопротивлением, о чём в прилагаемой документации должно быть чётко указано, а основная информация выдавлена или отлита на самой ёмкости.

5. Если при выходе из автомобиля сначала взяться за его металлический кузов, а только потом опустить ноги на землю, то удар можно значительно ослабить за счёт более равномерного стекания заряда. Почему машина бьёт током при выходе из машины — именно по причине быстрой реализации всей накопленной энергии, что даёт значительный пиковый ток.

6. Могут помочь чехлы на сиденья, сделанные из натуральных материалов. Так непосредственного контакта одежды с синтетической обивкой не будет, а по мере повышения влажности воздуха при смене сезона чехлы можно снять.

7. Есть вероятность, что статическое электричество накапливается из-за работы узлов силового агрегата под капотом. Явление редкое, но для диагностики его нужен специалист, который способен выяснить конкретную причину. Это именно неисправность, в полностью работоспособной машине не может быть заложен подобный эффект.

Почему машина бьёт током, и как с этим бороться, может оказаться достаточно непростыми вопросами. Но знание основ явления может помочь, даже если источник не выявлен. Например, для ослабления неприятных ощущения при разряде можно выработать привычку в опасных случаях касаться кузова не голой рукой, а через небольшой резистор, сопротивлением около одного мегаома. Тогда ток разряда уменьшится до неощутимого уровня. Этот способ может помочь и в быту, где тоже иногда приходится испытывать статику на деталях водопровода или отопления.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты